Ползучая реставрация
На фоне громких скандалов начала года между Россией и Белоруссией по поводу газово-нефтяных и прочих союзнических отношений как-то незамеченными остались очень любопытные события, случившиеся в это же время на Украине. А они, право же, заслуживают большего внимания, чем те две-три заметки, кои посвятили ему отдельные печатные СМИ. Так что же там конкретно случилось? Разберемся.С одной стороны, дело довольно ясное. Все началось еще в 2003 году, когда Кучма, готовясь передать власть преемникам и не надеясь на их безоговорочную лояльность, подготовил проект реформы, по которой исполнительная власть распределялась в равных долях между всенародно избираемым президентом и премьером, предлагаемым парламентским большинством. Тогда парламентская оппозиция, возглавляемая будущими оранжевыми, торпедировала проект реформы. Они ведь готовились к полной победе, рассчитывая без проблем выиграть и президентские, и парламентские выборы. Но случилась заминка. Оранжевая революция не смогла одолеть власть сразу и без помех, и пришлось Ющенко пойти на размен ? принять проект политической реформы Кучмы, взамен чего тот отступался от Януковича и фактически передавал Ющенко пост президента.Став президентом в результате беспрецедентного «третьего тура» выборов, Ющенко наверняка ощущал себя победителем. Но он рано радовался ? Кучма оказался мудрее своего бывшего премьера, потенциального преемника, а впоследствии противника. И ему, и Януковичу, и стоявшим за ними «донецким» и «днепропетровским», требовалось продержаться всего один год, чтобы, дождавшись начала действия реформы, перетянуть властное одеяло на себя. Они продержались и дождались. В результате прошлогодних парламентских выборов победившая Партия регионов Януковича вернулась во власть и начала формировать политику. Сначала кадровую. Министром финансов становится бывший первый вице-премьер Николай Азаров, вице-премьером ? бывший глава администрации Кучмы Дмитрий Табачник, еще одним вице-премьером и координатором силовых ведомств становится бывший глава Службы безопасности Украины Владимир Радченко. Укрепив кадры, Янукович перешел в решающее наступление.Еще осенью был подготовлен закон о кабинете министров, уточняющий и детализирующий конкретные стороны реализации политической реформы. Предполагалось, что этот закон всего лишь уточнит полномочия правительства, которые оно обрело 1 января 2006 года, и разграничит их с полномочиями президента. Противоборствующие стороны подготовили свои варианты законопроектов по разграничению полномочий. Проправительственное большинство в парламенте проголосовало за документ, вышедший из недр кабинета министров, а президент, естественно, наложил на него вето. Преодолеть его Партии регионов оказалось несложно ? достаточно было переманить на свою сторону Блок Юлии Тимошенко. Тимошенко с удовольствием предала Ющенко, как полгода назад предал он ее, пойдя на союз с Януковичем. И вето было преодолено.Новый закон лишает президента даже тех рычагов влияния, которые у него еще оставались. Теперь президенту не обязательно вносить кандидатуру премьера, за него это может сделать парламентское большинство. Изменилась ситуация и с силовиками. Президент по-прежнему предлагает кандидатуры на должности руководителей силовых ведомств парламенту, но Верховная рада может уволить их в любой момент. А если после этого президент откажется вносить новые кандидатуры, то опять-таки за него это сделает парламентское большинство. Этого мало. Теперь любые акты за подписью президента вступают в силу только после того, как их завизировал премьер-министр. И, наконец, из-под контроля президента выведено и передано правительству Госуправление делами президента, которое занимается обеспечением деятельности главы государства и его секретариата, ведает резиденциями и дачами, поездками по стране и за рубеж.Все, Ющенко может отдыхать. Теперь он полностью независимый президент, поскольку от него уже ничего не зависит. Все в руках Януковича.С другой стороны, слишком рано радоваться. И Януковичу, и уж тем более России, считающей Януковича своим ставленником. За одержанную (действительно бесспорную) победу пришлось слишком дорого заплатить. И не в абстрактном смысле, а в самом что ни на есть конкретном. Оплачивать пришлось предательство Юлии Тимошенко, которая не за просто так пошла на союз со своими заклятыми врагами, и не за здорово живешь решила оставить на время «оранжевую» риторику. Чем же конкретно пришлось поступиться Януковичу со товарищи?Во-первых, по настоянию Юлии Тимошенко антикризисная коалиция приняла закон об оппозиции. Закон этот предоставляет оппозиционерам право контролировать двенадцать комитетов Верховной рады. Представитель оппозиции, в данном случае Тимошенко, станет вице-спикером Рады. Мало того, оппозиция получает право создать теневое правительство, основная задача которого ? следить за деятельностью кабинета министров. Теневой премьер получает право присутствовать на заседаниях правительства действующего и выступать на каждом из них не менее 15 минут. Положим, таким манером партия Януковича страхует себя от возможных поражений в будущем, когда они сами могут оказаться в оппозиции, но пока что, очевидно, фора предоставляется Тимошенко. Как она ей воспользуется, вопрос бессмысленный.Во-вторых, был принят закон об императивном мандате для депутатов местных советов, который также сейчас на руку именно Тимошенко. Теперь, если депутат, избиравшийся по списку одной партии, переметнулся в другую, он должен либо сдать мандат, либо вернуться в альма-матер. После прихода к власти нынешней антикризисной коалиции во главе с Партией регионов, бегство депутатов от партий проигравшего «оранжевого» блока стало едва ли не повальным.Принцип «императивного мандата» предоставляет Тимошенко возможность получить контроль над областными, районными и городскими советами в центре и на западе страны. На прошлых выборах во многие местные рады блок Тимошенко победил, но бегство депутатов в партии, пришедшие к республиканской власти, не позволило Тимошенко поставить своих людей на руководящие должности на местах. Теперь Юлия Владимировна может потребовать возвращения «дезертиров» в лоно блока. Для нее это крайне важно, так как готовятся поправки в Конституцию, согласно которым полномочия по управлению регионами будут переданы от президентских назначенцев, т.е. губернаторов, исполкомам советов.Это касается и Киева, где на прошлых выборах Тимошенко также получила большинство голосов избирателей. Восстановив численность своей фракции в Киеве, БЮТ сможет заблокировать деятельность мэра Леонида Черновецкого и провести референдум о недоверии градоначальнику. После повышения цен на коммунальные услуги, проведенного в декабре прошлого года, Черновецкий потерял популярность среди киевлян, и на новых выборах Юлия Тимошенко сможет победить. А Киев ? отличная позиция для участия как в президентских выборах в 2010 году, так и в парламентских в 2011‑м.Таким образом, Янукович своими же руками создал для Тимошенко все условия для триумфального возвращения во власть. Да и сейчас-то он не полностью контролирует ее. Отобрав власть у Ющенко, он фактически поделился ею с Тимошенко, а уж эта дама всяко будет покруче нынешнего президента. И свои мечты о высшей власти она не оставила, и свою беспринципность тоже. Надо будет, она и Януковича предаст, так же как и Ющенко, и не факт, что размен вышел адекватный. Тут как бы, по старой пословице, не пришлось бы переобуться из сапог в лапти.Между прочим, за всеми этими спорами ? кто кого обыграл и кто чего получил ? не стоит забывать об интересах простых украинцев и интересах самой Украины в целом, не чужой все-таки нам стране. А здесь ситуация выглядит следующим образом.Страна расколота по этническому принципу. Грубо говоря ? на пророссийский юго-восток и прозападный северо-запад. Это первая линия раскола. Вторая проходит по социальному принципу. Те, кто выиграл от постсоветских реформ и оказался на верхушке власти и общества, не желают ничего кардинально менять и поддерживают действующую власть Януковича. Те, кому не достались самые лакомые места у кормушки, жаждут передела и горой стоят за Тимошенко. И теперь уж только за нее, раз Ющенко не оправдал их надежд.Силы эти, проходящие по линии раскола, во-первых, постоянны (то есть что бы ни делал Янукович, но пока он придерживается пророссийской ориентации, поголовная поддержка юго-востока страны ему обеспечена; то же самое касается и Тимошенко), а во-вторых, примерно равны. Однозначной победы одной части страны над другой иначе как гражданской войной и полным расколом достичь невозможно. Чтобы сохранить страну. элитам пришлось пойти на компромисс и взаимные уступки. И пока украинцам везет. Они сумели достигнуть оптимального баланса в системе сдержек и противовесов друг друга, и маятник украинской политики от Запада к России будет качаться куда как равномернее, все более склоняясь к точке собственных национальных интересов.