Поправки для попранных ретейлом
Поправки в закон «О торговле» вступят в силу с 1 январяследующего года, но споры по поводу того, облегчит ли он жизнь производителямили нет, уже идут полным ходом.Руководитель Нижегородского УФАС Михаил Теодорович уверен втом, что это будет зависеть и от самих поставщиков, и от контролирующихорганов. Первые в случае ущемления своих прав должны быть готовы подаватьжалобы в антимонопольную службу и полностью раскрывать условия своих договоровс сетевиками, а вторые – доводить дело до логического конца, добиваясьнаказания для провинившейся сети.Рассказчик меж двух огнейМежду тем пока дела с жалобами обстоят не ахти: многиеуверены, что они попросту ни к чему не приведут. Да и вообще, человек обычнообращается в контролирующие органы только тогда, когда у него, что называется,накипело. Например, поставщик пишет жалобу в том случае, если бонусы становятсянеприподъёмными: это чревато либо проигрышем в конкурентной борьбе, либо ивовсе разорением. Конечно, заявления всё-таки поступают, но в большинствеслучаев предприниматели не готовы раскрывать все подробности сделок с ретейлом.– Приходя к врачу, нужно рассказывать ему обо всём, что васбеспокоит, иначе он не сможет поставить правильный диагноз. Так же и в нашемслучае: важны даже мельчайшие детали, в случае игры в молчанку шанс получитьадекватный результат резко уменьшается, – уверен Михаил Теодорович.В то же время в УФАС понимают, что, по сути дела,производитель оказывается меж двух огней: если он не расскажет подробностей,ему не смогут помочь, а если «всё выдаст», то сеть начнёт ущемлять егоинтересы. Соответствующие механизмы у ретейлеров уже давно отлажены. При этомим удаётся не идти вразрез с законодательством.– Обольщаться, что новые поправки смогут пресечьдискриминационные механизмы, не стоит, – говорит глава УФАС. – Единственныйвыход в данном случае – развивать альтернативные торговые площадки. Если сетиотказываются работать с поставщиком, его продукцию должны принимать, например,независимые торговые предприятия, универсальные рынки и тому подобное. В то жевремя надо следить за тем, чтобы и здесь не было перегибов: так, например,место на рынке не должно стоить больше, чем доход продавца.Бренд отменяет бонусНовые поправки предусматривают, что максимальный размербонусов, который розница может брать с поставщика, составляет пять процентов отстоимости закупленного товара. Сюда входят: стоимость рекламных, маркетинговыхи логистических услуг, услуг по обработке и упаковке товаров, а также премия заобъём закупки (ретробонус). В то время как по действующему закону толькопоследний может составлять 10 процентов, а остальные выплаты вообще ничем неограничены.Тем не менее, есть и такие производители, которые вообще неплатят бонусов!– Некоторые товарные группы очень популярны у населения, иретейлеры сами борются за объёмы, которые можно получить от таких поставщиков,– рассказывает Михаил Леонидович. – Последние ничего не платят сетям, они ужевложились в то, чтобы покупатель узнал их и полюбил, изрядно потрудившись надсозданием бренда, качеством продукции, стабильностью поставок и т. д.«Награды» героев всё-таки найдутДо начала 2017 года все соглашения о сотрудничестве междуретейлерами и поставщиками должны быть переписаны в соответствии с принятымиизменениями, иначе они будут признаны утратившими силу. Как показывают опросы,соответствующая работа уже начата. УФАС же предлагает сетевикам по собственнойинициативе публиковать на сайтах проекты контрактов.– Зачем мы это делаем? Чтобы потом люди не жалели о том, чтоинформация осталась непрозрачной. Сейчас именно это – предмет нашей заботы.Если участники рынка будут обращаться к нам со своими идеями, как все должновыглядеть, то тогда в режиме профилактики мы сможем оперативно помочь имразобраться, – подчеркнул Михаил Теодорович.А вот уже начиная со следующего года будут проводитьсякампании по проверке договоров, и нарушителей ждут многомиллионные штрафы. Ноони станут не единственным наказанием для провинившихся сетевиков.– Сети – это представители крупного бизнеса, которыеработают в том числе и за счёт заёмных средств. Для них очень ценным активомявляется репутация, а санкции за несоблюдение законодательства могут статьсерьёзным ударом по ней и повлечь за собой заметное увеличение ставок покредитам, – считает Михаил Леонидович.Он также напомнил, что срок исковой давности за нарушениезакона «О торговле» был увеличен с двух месяцев до одного года. То есть теперьтянуть время, чтобы избежать ответственности, станет бессмысленно – всё равно«награда» найдёт своего «героя».