Приборы с интеллектом: что такое «умные» счётчики и стоит ли их устанавливать?

Приборы с интеллектом: что такое «умные» счётчики и стоит ли их устанавливать?
Фото: Александр Воложанин
"Умные" счетчики не только фиксируют объём потребляемых энергоресурсов, но и автоматически передают данные в энергокомпанию

До 01.07.2020 года счётчики электроэнергии нужно было самостоятельно покупать и устанавливать в обязательном порядке. А ещё регулярно поверять и передавать показания. Но скоро всё это останется в прошлом: на смену обычным счётчикам пришли счётчики «умные». В России интеллектуальные приборы учёта электроэнергии начали внедрять в июле прошлого года, а уже с 2022 года в стране будут устанавливать только их. На наши вопросы, связанные с использованием «умных» счётчиков, ответил генеральный директор энергосбытовой компании «Волгаэнергосбыт» Андрей Геннадьевич Рачковский.

 

– Андрей Геннадьевич, несколько слов об «умных» счётчиках. Что это такое?

– Это приборы, которые не только фиксируют объём потребляемых энергоресурсов, но и автоматически передают данные в энергокомпанию. На мониторе счётчика потребитель может видеть все показания и контролировать расходы.

 

– То есть не надо больше переписывать показания и вручную передавать?

– Верно. «Цифры в окошечке» были всегда, и задачей потребителя было их переписать на бумажку, потом передать в АО «Волгаэнергосбыт». С умным счётчиком вы должны только оплачивать готовый счёт за электроэнергию. Информация отправляется со всех приборов учёта сама в установленный срок, платёжка формируется автоматически. К примеру, нет опасности, что вы не успеете передать показания и стоимость ресурса вам рассчитают по нормативу.

 

– А в чём ещё преимущества «умного» счётчика для потребителя?

– Их много. Во-первых, с граждан снимается вся ответственность по покупке, обслуживанию и поверке счётчиков. Конечно, потребители всё-таки должны следить за их сохранностью, если они установлены в квартире или частном доме. Во-вторых, такие приборы гарантируют точность учёта: люди платят только за то, что потребляют. В-третьих, счётчики фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя следить за качеством электроэнергии. Также у потребителей появится возможность экономить на ресурсе благодаря многотарифному учёту.

 

– А каковы преимущества для энергокомпаний?

– Главное – это снижение безучётного потребления. Мы можем отключать злостных неплательщиков и искать потребителей, несанкционированно подключившихся к распределительной сети. Этому способствует регулярная отправка сведений о потреблённой конкретной квартирой электроэнергии. Кроме того, можно оперативно получать сигналы об аварии в сети, оперативно на них реагировать.

 

– Вы сказали, что потребитель не должен покупать и устанавливать счётчики. А кто теперь это делает?

– Если речь идёт о многоквартирном доме, то гарантирующий поставщик, если о частном – сетевые организации. Они обязаны установить приборы учёта в течение шести месяцев после окончания срока межповерочного интервала либо получения соответствующего обращения от потребителя. Для удобства клиентов наша компания принимает заявки на установку счётчиков через кол-центр.

 

– Сколько «умных» счётчиков вы уже установили?

– Установка «умных» приборов учета начата в 2021 году. Планируем установить более 3 тысяч приборов учёта.

 

– Как отразится установка интеллектуальных приборов учёта на тарифах на электроэнергию?

– Роста тарифов быть не должно: энергокомпании будут компенсировать новые расходы за счёт экономии на сокращении потерь электроэнергии. По подсчётам Минэнерго, это около 70-80 миллиардов рублей в год в текущих ценах. В любом случае ресурсоснабжающие организации – это субъекты естественных монополий, поэтому все затраты и процедуры по организации учёта электроэнергии контролируются государством.

 

– На сегодняшний день речь идёт только о приборах учёта электроэнергии. А как быть со счётчиками на воду, газ, тепло?

– Действительно, по «умным» счётчикам электроэнергии есть законодательная база, а по остальным приборам учёта её пока нет. Поэтому решение об их установке принимает потребитель. Он же контролирует работу счётчиков и меняет в случае поломки или выполняет поверку в случае окончания межповерочного интервала.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки