Принц теней и ворота в сад: как прошел фестиваль «Сказки Просвещенца» в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде завершился камерный фестиваль уличного и пространственного искусства «Сказки Просвещенца». За два месяца 11 художников создали более 15 стрит-арт работ от портала в квартал до принца теней.
Заключительный в 2022 году фестиваль уличного искусства в «Красном просвещенце» привлекает внимание к проблеме будущего деревянных домов. В конце весны квартал признали объектом культурного наследия, но жители продолжают задаваться вопросом, что здесь будет через год.
Ворота и портал в квартал
«Красный просвещенец» — квартал-эксперимент 1920‑х годов, расположенный в границах улиц Невзоровых, Ашхабадской, Белинского и Тверской. Нижегородские врачи, профессоры, архитекторы объединились в кооператив и нестандартно решили для себя проблему с нехваткой жилья.
Представители интеллигенции построили на окраине города квартал из 16 деревянных домов, рассчитанных на 64 семьи. В каждую квартиру вел отдельный вход-подъезд, к которому примыкал мини-садик. Так, жители квартала создали собственный город-сад.
Через сто лет об утопичном проекте вновь вспомнили и заговорили. В 2020 году одной девушке срочно потребовалось место для самоизоляции в Нижнем Новгороде. Знакомые предоставили ей пустующую квартиру в одном из деревянных домов «Красного просвещенца».
Квартира стала «порталом» в квартал. В деревянном доме время как будто давно остановилось. В нем сохранились не только старые письма, книги, но и панцирная кровать, радиола, ванна на ножках и советская посуда. Изучение артифактов переросло в целый проект с исследованиями, экскурсиями и фестивалем микро-стрит-арта.
Сейчас доступ в квартиру-«портал» закрыт, поэтому художник-участник фестиваля создал новый вход в прошлое. Lev Kise «вшил» в реальность красными нитями черную дверь. Парящий на пустой лужайке «портал» отражает размытие границ между городом и садом, прошлым и настоящим, реальностью и вымыслом.
Белая птица, сидящая на двери, отсылает к местной легенде о девочке. По приданию, ребенок попал в квартал благодаря белой птице, указавшей путь к городу-саду. В «Красном просвещенце» девочка исцелилась от болезни и обрела друзей.
Кроме портала, на входе и выходе в город-сад появились арт-ворота. Двери в гаражи расписала художница Ваца вместе с детьми. Девушка преподает в изо-студии в доме детского творчества и участвует в развитии квартала. Ваца предложила своим ученикам нарисовать волшебных защитников, которые будут охранять квартал и воспоминания местных жителей. У каждого персонажа есть имя и магическая сила. Например, лев управляет силами тьмы, а танцовщица гипнотизирует волшебными движениями.
Детские воспоминания
Большая часть работ «Сказок просвещенца» посвящена детским воспоминаниям местных жителей. В глубине квартала художники Никита Этогде и Никита Mera создали два арта.
Работа Mera посвящена воспоминаниям о детских играх рядом с котлованами. В квартале часто велись коммунальные работы, «раскопки», которые становились частью игр детей.
Вторая работа, «Принц теней», рассказывает о собственных воспоминаниях художника, связанных с этим кварталом. Персонаж Никиты тщательно спрятан в квартале (двор дома №17). Супергерой несет свет в будущее «Красного просвещенца». Ранее принц теней появлялся в работах художника, но его лицо всегда было скрыто.
Реальность среди сказок
Особенно выделяются два мурала-натюрморта на улице Невзоровых. Работы, расположенные друг напротив друга, показывают реальное положение квартала.
Мурал Дмитрия Курбатова представляет собой яркую картину с цветами и фруктами на сером фоне. Сейчас арт полон жизни и красок, но в следующее мгновение «мертвая природа» может завянуть навсегда.
Сюжет натюрморта Димы HLCLL вызывает диссонанс. Вода каплями стекает в бутылку, турку, тарелку и другие емкости: посуда используется не по назначению. Так художник видит положение квартала сейчас: процветающий город-сад, где проживала интеллигенция, превратился в увядающий район с ямами в асфальте и разрушающимися домами.
Переходное состояние
Теме «прошлое-настоящее» посвящены и работы Веры Ширдиной и Лены Лисицы.
Во дворе дома архитектора Святослава Агафонова (Ашхабадская, 15) поселилась синяя птица Веры Ширдиной. Птица летит из прошлого в настоящее. Похожую работу художница представляла на выставке «Переходное состояние» в Заповедных кварталах, посвященной судьбе исторических зданий. Тогда птица Веры была заточена в клетке.
Рядом с синей птицей на старом сарае появились работы Лены Лисицы из серии «Теплое растение». На деревянных досках художница изобразила силуэты веточек яблони в момент цветения и сбора урожая. Арт-объекты отсылают к жизненным циклам квартала, весна для которого пришлась на советское время, а осень – на настоящее. Другие работы из этой серии можно увидеть в Заповедных кварталах.
Что здесь будет вечно?
О будущем квартала размышляет анонимный художник Синий карандаш. В разных частях квартала находятся 3 его работы с вопросами о том, что будет с «Красным просвещенцем».
Рядом с работой Никиты Mera Синий карандаш интересуется: «Что будет через год?», а около арт-объектов Лены Лисицы и Веры Ширдиной спрашивает: «Что здесь будет через 1 000 лет?».
Третья работа анонима «Что здесь будет вечно?» соседствует с артом Ильи Барабина – огромной запятой, состоящей из множества точек. О будущем квартала сейчас нельзя ничего утверждать: все точки превращаются в запятую. Никто не знает, что здесь будет вечно.