В Сарове простились с испытателями ядерного центра, погибшими в Архангельской области.
Трагедия произошла в Белом море, на государственном центральном морском испытательном полигоне Министерства обороны России. Об изделии, которое испытывали саровские специалисты, известно немного. Это жидкостная реактивная двигательная установка, но детали проекта не раскрываются.
Что же произошло?
По нештатному варианту
Испытание проводилось на морской платформе. По официальной информации, произошёл взрыв с последующим возгоранием. Каково назначение взорвавшегося изделия – информация закрытая. Президент США Дональд Трамп, сразу отреагировавший на случившееся на своей странице в соцсети, предположил, что это прототип будущей крылатой ракеты большой дальности, и похвастался, будто у США есть «аналогичные, хотя и более современные технологии». Официальный Кремль предположение американского лидера оставил без комментариев. Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков сказал только, что если США как «мировая держава, которая тратит на вопросы обороны денег больше, чем все остальные страны мира» занимается ракетными разработками, то в этом нет ничего странного.
Подробности проекта, над которым работали саровские испытатели, понятно, так и останутся втайне. Но директор РФЯЦ-ВНИИЭФ Валентин Костюков заявил, что к работам в акватории Белого моря готовились около года.
– Было сделано оборудование, подготовлены программы, методики. Казалось бы, всё должно было быть реализовано. Но ситуация пошла по нештатному варианту, – прокомментировал трагедию Валентин Костюков в эфире саровской телекомпании.
Случившееся директор РФЯЦ-ВНИИЭФ назвал цепью трагических случайностей, а заместитель научного руководителя ядерного центра Александр Чернышёв – непрогнозируемым сценарием.
В руководстве института говорят, что сотрудники, которые были направлены для проведения испытаний, неоднократно участвовали в подобных работах, результат всегда был положительным.
– И они боролись за то, чтобы взять ситуацию в свои руки, – заявил Валентин Костюков. – Но, к сожалению, это не удалось. Очень остро воспринимается боль утраты оттого, что нам не удалось всё предусмотреть, заглянуть так глубоко, чтобы получить результат.
Фон нормализовался
После случившегося интернет наполнился слухами о скачке уровня радиации. Александр Чернышёв заявил, что «радиационное повышение фона было в два раза и длилось не более часа».
– Никаких остаточных радиоактивных загрязнений ни наши, ни внешние эксперты не зарегистрировали, – сообщил Чернышёв.
Росгидромет дал такие сведения: «По информации Северного УГМС на 12.00 8 августа Архангельской территориальной системой в 6 из 8 пунктов Северодвинска зафиксированы превышения мощности дозы гамма-излучения в 4-16 раз по сравнению с фоновыми значения МАЭД для данной территории». И далее: «По состоянию на 14.30 радиационный фон в городе Северодвинск нормализировался».
Погибшие и пострадавшие испытатели награждены орденом Мужества.
Главная задача
В причинах случившегося сейчас разбирается государственная комиссия, с которой РФЯЦ-ВНИИЭФ в тесном контакте.
– Необходимо проанализировать всю цепь событий, чтобы оценить масштаб аварии, понять причины и исключить их в будущем. Это ключевая задача, которая стоит перед нашими специалистами, – заявил научный руководитель ядерного центра Вячеслав Соловьёв.
В Сарове был объявлен двухдневный траур. Проститься с погибшими испытателями пришёл, кажется, весь город. В траурной церемонии участвовали первый заместитель руководителя Администрации Президента России Сергей Кириенко, генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Семьи погибших получат единовременное пособие в размере 120 окладов по уровню должности, которую занимал испытатель. До совершеннолетия детей будет выплачиваться средний доход сотрудника.
При взрыве также пострадали, но выжили ещё трое сотрудников ядерного центра. Они пока в больнице. Их реабилитация будет проведена за счёт РФЯЦ-ВНИИЭФ.
В Сарове решено поставить памятник испытателям. Планируется, что он будет открыт через год.