Смута вокруг Минина и Пожарского
В предстоящий праздник День народного единства в Нижнем Новгороде наверняка будут не раз помянуты земляк Кузьма Минин, героизм народного ополчения под водительством Дмитрия Пожарского. Наверняка не обойдут вниманием и грядущий юбилей — 400-летие победы над Смутой, который планируется широко отметить в 2012 году. А между тем, искусство, особенно театральное, в большом долгу перед темой этого подвига во имя Отчизны — темы, казалось бы, колоритной, мощной, патриотической. Задуматься об этом побудила недавняя моя встреча с двумя творческими людьми — Борисом Владимировичем Сазоновым, членом Союза композиторов России, доцентом Нижегородской государственной консерватории, и поэтом Валерием Михайловичем Спиридоновым. В 2006 году они завершили работу над оперой «Минин и Пожарский». С тех пор, по собственному их выражению, ходят кругами по учреждениям искусства, по чиновничьим инстанциям, пишут обращения в высокие кабинеты, пытаясь привлечь внимание к своему произведению. Конечно, хотелось бы добиться его постановки. Ну, или хотя бы внятной авторитетной экспертной оценки труда, который, по идее, должен быть общественно востребованным. Увы… По словам Бориса Владимировича, даже в Нижегородской организации Союза композиторов отмахнулись от просьбы заслушать на правлении вопрос о судьбе новой оперы. Посколькуя не эксперт, не берусь судить о качестве творения двух нижегородцев. Да и знатоки ошибаются: сколько примеров того в истории искусства. Бывает, создатели произведения заблуждаются на счет его достоинств. Но вот в чем, без всякого сомнения, правы авторы новой героико-патриотической оперы — так это в своем справедливом желании гласного и квалифицированного разбора их опуса, обсуждения его перспектив. Почему даже в этом им отказано? Такая ситуация недомолвок, странная смута вокруг оперы «Минин и Пожарский» побуждает вспомнить о сюжетах гораздо более ранних и тоже невеселых. В 1856 году А. Н. Островский начинает работу над исторической пьесой о Минине. Тогда еще совсем мало знали об этом национальном герое, и великий драматург сам не один год собирал материал из разных источников. Немаловажным для «певца Замоскворечья» было то обстоятельство, что Кузьма Минин — нижегородский купец. Какой пример для современных Островскому толстосумов давал этот предприимчивый человек XVII века, готовый ради святого дела расстаться с нажитым добром. Пьеса опубликована в журнале «Современник», потом увидела свет рампы. За свою драматическую хронику Смутного времени Александр Николаевич впервые в жизни получил подарок от царя — перстень и переданное на словах поощрение монарха. Но в 1863 году она неожиданно запрещена к представлению. Островский не может опамятоваться. С того момента прошло почти полтора века, а кто сегодня знает о существовании мининской пьесы Островского, кто видел ее на подмостках? Хотя наследие этого автора в наших театрах до сих пор самое востребованное из репертуара русской классики. Не менее удивительно, что после Островского никто из известных драматургов так и не попытался вывести на сцену освободителей России. Музыкальный театр тоже оказался немилостив к Минину и Пожарскому. Да, живет бессмертный шедевр М. Глинки «Иван Сусанин», воспевающий подвиг костромского крестьянина эпохи Смутного времени. Но среди действующих лиц этой оперы вождей знаменитого Ополчения нет. Тут можно вспомнить пример уже из века ХХ. Композитор Б. Асафьев (автор популярных балетов «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан») задумал оперу, посвященную этим же двум историческим фигурам,и обратился с идеей в Большой театр. Там за нее ухватились,Борис Владимирович получил заказ на сочинение. Соавтором его стал не кто-нибудь, а Михаил Афанасьевич Булгаков, в ту пору работавший консультантом-либреттистом главного музыкального театра страны. В октябре 1936 года работа над пятиактной оперой «Минин и Пожарский» закончена. Но возникла необходимость правок, редактуры: то в высоких инстанциях сочли слишком привлекательными образы врагов-поляков, то следовало подкорректировать финал, то дополнить действие массовыми народными сценами. Добило неожиданное известие, что к 20-летию великой революции Большой собирается ставить вовсе не «Минина и Пожарского», а того же «Ивана Сусанина». Еще какое-то время авторы не сдавались, пытаясь доработать и продвинуть свое произведение. Наконец композитор признается в письме Булгакову: «Я так скорбно и горестно похоронил в своей душе «Минина» и прекратил работу…». Театральной премьеры оперы не было. Дело ограничилось тем, что на Всесоюзном радио в конце 1938 года прозвучали отдельные сцены из «Минина и Пожарского». Кстати, вскоре был снят фильм, с теми же славными именами в названии. Для картины Всеволода Пудовкина музыку написал Юрий Шапорин. Но и экранная биография реальных героев отечественной истории тоже оказалась куцей. За прошедшее с конца 30‑х время больше ни одной ленты не было посвящено им. Недавняя премьера фильма Владимира Хотиненко «1612» не в счет: там вождям народного ополчения главной роли не нашлось. Можно припомнить совсем уж малоизвестный факт. Нижегородский композитор А. А. Нестеров, заканчивая консерваторию, в 1948 году написал одноактную оперу «Кузьма Минин», кстати, обратившись к той самой пьесе А. Н. Островского. Вряд ли нужно объяснять, что сценической судьбы и у этого опуса не было. Вот и все, чем искусство музыкального театра почтило наших национальных героев. В свете подобных обстоятельств, казалось бы, новой опере нижегородцев обеспечено как минимум заинтересованное внимание. Особенно со стороны земляков, которые так гордятся своей особой ролью в спасении Отечества от польского нашествия, от внутренних распрей. Но наши современники Б. Сазонов и В. Спиридонов, похоже, повторяют незавидную участь тех, кто до них брался за этот же материал. Будто заколдована сама тема. Все же не хочется списывать тут на мистику, а хочется верить, что не останемся мыглухи к попытке создания оригинальной оперы о Минине и Пожарском. Почему бы, например, не устроить ее концертное исполнение или презентацию широкой общественности фрагментов? Пусть публика, знатоки оценят, получилось ли у авторов произведение, творчески адекватное теме высокого подвига наших предков.