Стали известны имена лауреатов премии «Инновация-2021»
В этом году премия «Инновация» стала одним из центральных событий празднования 800-летия Нижнего Новгорода. Награждение вылилось в эффектное мультимедийное шоу-перформанс, посвящённое коммуникации человека и искусства, современных технологий и чувств. Оно транслировалось в прямом эфире culture.ru и объединило в единое целое состоявшихся мастеров и начинающих художников, зрителя и артистов.
Премия «Инновация» присуждается лучшим проектам предыдущего года в семи конкурсных номинациях: «Проект года», «Куратор года», «Художник года», «Региональный проект», «Новая генерация», «Образовательный проект», «Книга года». Также оргкомитет вручает премии в двух внеконкурсных номинациях — «За вклад в развитие современного искусства» и «За поддержку современного искусства России».
В прошлом году лауреатами премии были объявлены все номинанты, так решили эксперты, приняв во внимание изоляцию и сложные условия, в которых находись все претенденты. Но в этом году заветную статуэтку и призы получили самые интересные и необычные проекты. В 2021 году на соискание премии было подано 460 заявок, из которых эксперты – Катя Бочавар (Москва), Мария Букова (Красноярск), Юлия Бычкова (Москва), Николай Палажченко (Москва), Анна Пьянкова (Екатеринбург), Александра Рудык (Москва), Екатерина Якимова (Москва) – сформировали шорт-листы. И вот – момент истины!
Под мистические звуки гости заняли свои места и шоу началось. Было в нём что-то первобытное, мистическое, и в то же время космическое и устремлённое в будущее. Словно пришельцы прибыли в Нижний, чтобы увидеть тех, кто создаёт современное искусство. Таинственная атмосфера, наполненная светом, звуком и странным движением пластических этюдов, пронзала зал.
Первым приветствовал гостей губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Он отметил, что вручение премии «Инновация» является знаковым элементом событийного каркаса празднования юбилея города.
- Это знаковое событие для нашего региона. Я помню, как всё начиналось три года назад, на Стрелке, когда под звуки дождя мы слушали оперные голоса. Как в прошлом году, в пандемийный год, мы все равно собрались, чтобы наградить победителей премии. И вот настал юбилейный для города год, и в третий раз мы вручаем премию «Инновация». В год, когда в городе произошли колоссальные изменения, как на Стрелке, где три года назад начиналась премия в Нижнем, так и в кремле, где расположен главный центр «Инновации» — Арсенал. А сегодня мы собрались в доме свази – главном пространстве коммуникаций. И это очень важно и символично, — отметил губернатор.
Предваряя церемонию «Инновации» он вручил выпущенные в честь 800-летия Нижнего Новгорода медали известным меценатам Анатолию и Ирине Седых, основателям фестиваля современной городской культуры «Арт-овраг» в городе Выкса. Недавно они получили престижную премию газеты The Art Newspaper Russia за «Личный вклад» в превращении регионального промышленного центра в столицу современного паблик-арта, и вот – новый виток признания, на этот раз — от «Инновации».
Также глава региона вручил премию во внеконкурсной номинации «За вклад в развитие современного искусства». Ею был награждён скульптор, художник, автор масштабных инсталляций Николай Полисский, автор знаменитого проекта арт-парк «Никола Ленивец». Награждая Николая Полисского Глеб Никитин назвал его «иконой современного искусства».
– Это неожиданно, но очень приятно. Больше 20 лет я нежно люблю Нижний Новгород. Именно здесь я придумал три главных проекта, в том числе и тот, который всё начал – «Никола Леницвец». Спасибо всем моим старинным друзьям, желаю вам процветания искусства в Нижнем Новгороде, — отметил растроганный Полисский.
Вторую внеконкурсную номинацию — «За поддержку современного искусства в России» — вручала директор Пушкинского музея Марина Лошак.
-Этот человек может преобразовать мир вокруг и решить любую задачу, он сделал огромный шаг и перевернул мир. В том числе и для меня, — отметила Лошак и вызвала на сцену победителя в этой номинации — Елену Коловскую, автора множества культурных и выставочных проектов, директора Петербургского благотворительного фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ».
Первой из конкурсных стала номинация «Региональный проект». Её получила выставка «Прометей космического века», представленная Галереей современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань) авторским коллективом, в который вошли Дина Ахметова, Анастасия Максимова, Янина Пруденко и Кирилл Светляков. Выставка посвящена Булату Галееву – художнику, изобретателю и учёному, который с 1960‑х годов начал создавать светомузыкальные представления, фильмы, а также проекты, связанные впоследствии с опытом создания искусства на базе новых технологий.
В номинации «Образовательный проект» победителем стала публичная образовательная программа и выставка «Иди», созданная Александром Бубновым, Никитой Гойновам, Пётром Стабровским и Анастасей Шипициной в Музее современного искусства PERMM (Пермь).
Визуальная концепция выставки была выстроена вокруг геометрии цилиндра. В зависимости от угла зрения, фигуру можно воспринимать как объёмный цилиндр, круг и прямоугольник — это пример магической универсальности предмета и необходимости наблюдателя. Команда проекта и ответила на вопрос о взаимодействии искусства и дизайна, оставив отпечаток на бетонных цилиндрах, которые и были представлены в экспозиции.
В номинации «Книга года» победу одержал Андрей Смирнов, автор книги «В поисках потерянного звука. Экспериментальная звуковая культура России и СССР первой половины ХХ в». Это монография основателя «Термен-центра» Андрея Смирнова, которая посвящена истории искусства звука и музыкальной технологии в России и СССР первой половины ХХ века. Объединяющий лейтмотив книги — взгляд на историю отечественной звуковой культуры с точки зрения медиаархеологии.
В номинации «Новая генерация» победу одержал проект «Свобода. 1919. 2020» Елизаветы Коноваловой. Эта работа посвящена истории удивительного монумента — советской статуи Свободы авторства Николая Андреева, создателя памятника Гоголю на Никитском бульваре и зачинателя ленинианы.
А специальный приз в этой номинации, учреждённый французскими искусствоведами, получила Евгения Ржезникова, за инсталляцию «Картотека Гоголевских ландшафтов Российской Империи, созданную по пьесе Николая Гоголя «Мёртвые души» в Галерея-мастерская «ГРАУНД Солянка», Москва. Теперь за свой дипломный проект девушка получает приз – она проведёт три месяца в резиденции Центра современного искусства в Париже.
«Художником года» стал Сергей Филатов, автор персональной выставки «Сад ускользающих соноров: звуковая архитектура», представленной в Новосибирском государственном художественном музее. Это звуковые скульптуры и инсталляции, а также графические работы из цикла «В поисках плавающей точки» и серия живописи «Горизонт вечности».
Она объединила кварцевые диски для телескопов, семена растительных культур, воздушные массы в водной среде и другие материалы, которые раскрыли на выставке свои акустические свойства.
«Куратором года» стал онлайн-проект Анны Буали, Анастасии Булановой, Алины Стуликовой и Ольги Шишко «100 способов прожить минуту», рассказывающий о том, как прожить минуту с искусством в эпоху пандемии, представленный Государственным музеем изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина, Москва. «Минуты утекают сквозь пальцы. И каждая лишь капля. Проект «100 способов прожить минуту» помогает прочувствовать драгоценный вкус каждой капли времени», — рассказали о нем организаторы.
А в номинации «Проект года» победу одержал выставочный проект «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» (куратор – Юлия Аксёнова; координатор – Елизавета Павлычева; продюсер – Анна Ялова. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург. Проект был посвящён одному из самых значимых и в то же время наименее изученному направлению в истории российского искусства второй половины ХХ века.
Экспозиция, в которую было включено около 400 произведений, демонстрировала широкую панораму развития кинетического искусства в 1960 – 1970‑х годах, прослеживая его связь с авангардистскими экспериментами начала века и художественными практиками современности.