Тройная премьера
Закончилась эпоха сиротства особняка Сироткина в Нижнем Новгороде. 30 сентября в знаменитом здании на Верхнее-Волжской набережной в торжественной обстановке губернатор перерезал традиционную ленточку, и первые почетные гости заполнили обновленные залы, любуясь и великолепием их интерьеров, и музейными шедеврами, так органично вошедшими в это пространство. Уровень — европейский На многолюдной праздничной церемонии генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея М. В. Братанова напомнила: произошло своего рода второе рождение исторического здания музея. Ведь именно здесь с 1924 по 1992 год демонстрировались замечательные творения отечественных и зарубежных мастеров из его богатой коллекции. Но ныне не только вновь открывается отреставрированный дом-памятник, один из красивейших в Нижнем. Впервые в истории края появилась постоянная экспозиция западноевропейского искусства 15 ‑начала 20 веков. И все это стало возможно, подчеркнула Марина Владиславовна, благодаря В. П. Шанцеву. — Один человек не в состоянии сделать то, что здесь сделано, — возразил губернатор. И поздравил всех причастных к замечательному событию. Он отметил, что было принято очевидное и необходимое решение — возвратить людям культурное богатство. Такой процесс будет продолжаться, заверил глава региона: — Мы будем и дальше все больше открывать прекрасных залов, помещений — музейных, библиотечных, театральных, строить новые, реконструировать, восстанавливать старые, чтобы наша культурная отрасль процветала. Появление новой демонстрационной площадки НГХМ — событие отнюдь не областного масштаба. Это засвидетельствовал директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря А. П. Владимиров. Руководимый им коллектив классных специалистов тоже внес лепту в нынешний праздник, отреставрировав 36 вещей нижегородской коллекции. Дорогой гость признается, что даже испытал шок, увидев полностью новую экспозицию, созданную в Доме Сироткина нижегородскими профессионалами. Ведь, по сути, появился новый музей, великолепный, уникальный для всей России, не скрывает своей радости и восхищения Алексей Петрович. — Наверное, впервые за десятилетия создана экспозиция такого уровня, я бы даже сказал, уровня европейского, — отметил А. П. Владимиров. Действительно, несколько сотен произведений живописи, графики, скульптуры, великолепный фарфор — все это с большим вкусом и научной тщательностью размещено в залах, представляющих художественные школы Италии, Франции, Германии, Нидерландов. Редкостный для русских собраний Эль Греко представлен полотном «Апостол Иаков Старший». Знатоков не может не восхитить «Портрет венецианского вельможи» кисти Тинторетто или шедевр Лукаса Кранаха Старшего «Лукреция». К числу раритетов относится деревянная немецкая скульптура 16 века и образцы итальянской майолики эпохи Возрождения. Очень внушительно представлена гравюра 18 века. Сколько ассоциаций вызовет, например, работа мастера, прозванного «Адским». Холст «Голгофа» Питера Брейгеля Младшего, созданный в Нидерландах несколько столетий назад, способен и нам, сегодняшним, открыть немало горьких истин о нас самих. Увы, люди не всегда осознают величие духовного свершения, свидетелями которого оказались… Но, будем надеяться, что наши земляки по достоинству оценят то, что теперь входит в их жизнь, — возможность побывать в Доме Сироткина, общаться там с прекрасным, вечным, вести внутренний духовный диалог с великими. Есть на Волге «Утес» Сюрпризом торжества открытия новой экспозиции западно-европейского искусства из собрания Нижегородского государственного художественного музея стал приезд одной замечательной картины. Всего две недели в Доме Сироткина будет гостить полотно Клода Моне «Утес в Пурвилле». С 2007 года им владеет московский коллекционер. Его представитель, а также куратор «гастролей» шедевра Анна Белорусова подчеркивает: акция сама по себе уникальна. Хотя бы потому, что в нашем отечестве владельцы частных художественных собраний ныне редко даже на короткое время расстаются со своими сокровищами. И то, что творение отца импрессионизма, совершив путешествие в Нижний Новгород, впервые демонстрируется российской публике, сенсационно. — Мы счастливы, — сказала гостья и партнер музея, — что удалось представить эту картину ценителям в момент столь знакового события — открытия новой экспозиции. В ней, между прочим, дефицит работ импрессионистов. Произведения представителей этого направления, подчеркивает А. Белорусова, вообще крайне редко выставляются за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. «Утес в Пурвилле» — одна из 24 вещей целой серии, созданной К. Моне во время пребывании в Нормандии. Впервые эти полотна были показаны в Париже в 1898 году. А затем «Утес» оказался за океаном. Почти 30 лет был достоянием фонда Музея Метрополитен. Но, как это практикуется на Западе, в трудный момент музей картину продал. Сменив несколько хозяев, пейзаж нормандского побережья, запечатленный мастером в удивительных жемчужно-розовых тонах, оказался в России.Любопытная подробность. Когда сотрудники Нижегородского художественного музея распаковали пришедший поздно вечером бесценный груз, им бросилась в глаза цифра на полотне. Клод Моне обозначил год создания, а это — тот самый 1896 год, когда в Нижнем Новгороде родился музей.И вот на берегу Волги появился новый «Утес» — живописный. Спешите увидеть феномен! Отвечая на вопросы нижегородских журналистов, А. Белорусова выразила надежду, что подобные проекты краткосрочных визитов шедевров из частных и государственных собраний станут регулярными в деятельности НГХМ. Уже идут переговоры о показе в обновленном Доме Сироткина очередной редкостной картины. Какой? Пока секрет. А день 30 сентября войдет в историю нашей культуры как день удивительной тройной премьеры от реставрированного здания-памятника, уникальной новой экспозиции западноевропейского искусства и «Утеса в Пурвилле», впервые представленного публике Нижнего и России.По теме:Новое как незабытое старое