Улыбки, блог и подработка: чем живут нижегородские учителя
Приближается День учителя — праздник, когда все вспоминают добрым словом и поздравляют своих любимых педагогов. Накануне редакция сайта pravda-nn.ru выяснила, как нижегородские наставники добиваются расположения современных детей, из чего строится один рабочий день педагога в школе и как они живут на учительскую зарплату.
Героинями нашей статьи стали три педагога — учитель биологии из нижегородской общеобразовательной школы Дарья Беляева, учитель русского языка и литературы в медколледже, член Союза педагогов-блогеров при министерстве просвещения РФ Александра Игошина и учитель начальных классов авторской школы Юлия Маслова. На одинаковые вопросы они отвечали по-разному, исходя из собственного профессионального опыта.
Дорога в педагогику
Дарья Беляева преподает в школе с 2016 года. Нижегородка призналась, что учителем стала «случайно».
«Меня попросила довести 3 класса учитель биологии, которая уходила в декрет. Я планировала просто попробовать, каково это — работать в школе, и как-то незаметно осталась», — рассказала Дарья.
К работе педагог подходит ответственно — в год проходит от 2 до 5 различных курсов, чтобы обновлять багаж знаний. По её словам, с годами в сознании общества у учителя появляется всё больше обязанностей и меньше прав, а у детей-наоборот.
«Для меня главная сложность — это задачи, которые ставит порой руководство образованием, плохо совместимые с жизнью. Еще — необходимость рано вставать, — поделилась с редакцией сайта педагог. — Из радостей — возможность общаться с молодыми людьми, быть всегда в курсе их интересов. Это позволяет проще смотреть на мир. Также приятно рассказывать детям о том, что люблю».
Незадолго до выпуска из школы Александра Игошина училась в политехническом классе, так как готовилась поступать по техническому направлению. Математику понимала достаточно хорошо, но с электроникой часто были проблемы.
«Когда папа (он у меня инженер), посмотрел внимательно на мои способности в плане физики и предметов материальных, он сказал, что просто я взорву все станции», — вспоминает Александра.
В итоге в 11 классе выпускница решила сменить направление и нацелиться на педагогический вуз. Это стало отличной возможностью объединить в себе все хобби — литературу, спектакли, общение с детьми в летних лагерях.
«Я спокойно сдала экзамены на филфак, никакого труда это не составило, и я прошла на бюджет. Сама учеба мне доставила радость, потому что это огромное количество интереснейшей литературы. Даже когда сама уроки веду, всегда говорю ребятам, что тайны и языковые приключения — это очень классно», — поделилась учительница.
В семье Юлии Масловой не было педагогов. Но она уверена, что любовь к детям у нее в крови.
«Может быть, это благодаря моему воспитанию, дедушке моему. Он очень любил с детишками общаться. Всё видимо как-то интуитивно передалось, — заметила Юлия. — Так повелось, что я всегда была рядом с младшим братом (12 лет у нас разница). И все его друзья ко мне тянулись — девчоночки, мальчики. Им было 5 – 6 лет, мне было 18 – 19. Я всё время с ними занималась. Мы в посёлке городского типа жили. Я их в лес водила. Родители мне абсолютно доверяли своих детей».
Так нижегородка пришла в педагогику. За 15 лет успела поработать в детском саду, общеобразовательной школе, теперь трудится в частной. И энтузиазма не теряет — каждый день на работу и с работы едет с улыбкой. Дома тоже не перестает думать о детях. Времени на личную жизнь остается не так много, но семья её во всем поддерживает. Такому отношению домашних к работе многие коллеги могут только позавидовать.
Один день из жизни учителя
Каждый день в школе не похож на предыдущий, ведь ученики — народ непредсказуемый, и бесконечно могут удивлять, радовать, возмущать педагогов. Однако повседневные задачи учителей остаются неизменными. И каждый справляется с ними по-своему.
Например, рабочий день Дарьи начинается с очень раннего подъёма, ведь в школу нужно приехать до учеников.
«Встречаю свой класс, решаем какие-то вопросы, потом начинаются уроки. Обычно у меня 5 – 6 уроков в день, иногда бывают окна еще в 5 или 6 уроков между 1 и 2 сменой, в которые я проверяю тетради и проверочные работы, готовлюсь к урокам и работаю с документами, — поделилась учитель биологии. — Всю школьную работу я всегда выполняю в стенах школы, моё правило — никогда не пускать школу домой».
Дома нижегородку ждут свои «дети» — пес и кот. На их воспитание времени хватает.
А по выходным и в отпуске Дарья любит путешествовать, читать, встречаться с друзьями, играть в настольные игры и совершать верховые прогулки.
Александра — преподаватель колледжа и директор воскресной школы. В обоих учебных заведениях подготовку к занятиям она начинает с проветривания класса. В душном помещении находиться тяжело физически, и на учёбе это тоже может отразиться.
«Нужно подготовить сам класс эстетически – повесить плакаты специальной направленности. И себя тоже привести в порядок. Чтобы у тебя была красивая прическа, аккуратный макияж, красивые ногти. Это не для того, чтобы казаться хуже или лучше, а просто чтобы доставить детям эстетическое удовольствие», — подчеркнула Александра.
Детей педагог всегда встречает с улыбкой. На перемене интересуется их жизнью, обменивается новостями. Школьники ценят такое отношение, с радостью выкладывают свои проблемы, доверяют. Так устанавливается эмоциональный контакт.
«И сам урок должен быть не просто монологом, а таким взаимодействием, чтобы ученики тоже отреагировали на тему. Главное, чтобы у них это осталось в душе», — рассказала нижегородка.
Собственные дети Александры тоже не остаются в стороне — на все внеклассные мероприятия в музеи и театры Александра берет малышей с собой. Ученики к этому привыкли и даже стараются помогать.
Юлия призналась, что каждый день в школе неповторим. И сколько бы времени ни заняла подготовка к следующим занятиям, в какой-то момент всё может пойти не по плану. Это же дети.
«Я прихожу вечером домой и начинаю готовиться к следующему дню. Ищу для детей что-то интересное, какие-то факты и презентации в зависимости от расписания. Не ограничиваюсь учебниками. В них не всегда достаточное количество информации, — призналась учитель. — Как можно показать детям на «Окружающем мире» страны на карте и животных, которые там живут, если картинки чёрно-белые? У меня дети начальной школы – это тот возраст, когда у них зрительная память лучше всего работает. И муж, и сын мне очень сильно помогают».
Каждый раз по пути на работу Юлия заранее представляет, как встретит детей. Невозможно заранее предугадать, что они расскажут при встрече, как пройдет урок, о чем спросят ребята. А обратная связь и понимающие глаза для учителя — самое важное.
Педагог призналась, что для неё деятельность — лучший отдых. Даже во время выходных и каникул постоянно хочется что-то делать, готовить праздники и занятия. Рабочей недели не хватает.
По словам Юлии Масловой, день в общеобразовательной и частной (авторской) школах отличаются колоссально. Это чувствуют и педагоги, и сами ученики.
«Родители отдают детей в коммерческую школу не только потому что, что там существует какая-то другая программа, например, скорочтение. Они платят за то, чтобы их ребенка уважали. Уважение к личности ребенка во многом утеряно в общеобразовательных школах. Там нет такого. Там другая структура урока», — подчеркнула учительница.
В начальных классах частной школы день начинается с зарядки. Потом дети смотрят мультфильмы и обсуждают увиденное с педагогами, воспитателями. И только после вкусного перекуса начинаются уроки. В обычной школе, по словам Юлии, день строится так: «Пришёл, сел, упал, отжался». И в преподавательском коллективе атмосфера не такая дружелюбная. Только дети радуют.
«Там всё основано на выживании. Много недопонимания. Документации очень много и не хватает времени заниматься именно детьми – столько разных бумажек и нагрузок надают. Приносишь это домой, начинаешь тетрадки проверять, муж помогает, — вспоминает Юлия. — В 12 часов ночи начинаешь готовиться только к следующим урокам, на личную жизнь времени вообще не остается. Это не нормально. А потом дети свои спрашивают – почему ты всех учишь, кроме меня? Сколько слёз было пролито из-за этого. Я где угодно, только не со своим ребёнком».
Смена места работы сильно изменила жизнь женщины. В новой школе все друг другу улыбаются и поддерживают. Теплую атмосферу чувствуют даже родители, которые ненадолго заходят за своими детьми.
Как завоевать любовь ребенка
У каждого педагога свои методы преподавания и подходы к ученикам. И ключики к детским сердцам все подбирают по-своему. У наших героинь тоже есть профессиональные секреты.
«Современные дети ценят юмор и открытость. Им важно, чтобы с учителем можно было поговорить не только о его предмете. Кроме этого нужна последовательность. Когда дети чётко знают, чего можно от тебя ожидать, конфликты сводятся к минимуму», — считает Дарья.
По мнению Александры, чтобы завоевать любовь и уважение у современных детей, нужна искренность.
«Если интересоваться детскими проблемами чисто «для галочки» и проводить урок так же, не получится правильного взаимодействия», — убеждена учительница.
А во время самих занятий и разбора новой темы важно показать, чем детям это будет полезно в настоящий момент. «Крючочком» может стать параллель с современностью.
«Любовь детей не завоюешь никогда, если сам не будешь их любить. У детей очень тонкая душа. Они вас прощупают на раз-два, поверьте мне. Когда маленький человечек почувствует, что его любят – он к вам пойдет. Если вы заранее относитесь к ребенку негативно, контакт не получится», — поделилась опытом Юлия.
По мнению педагога, управлять этим чувством невозможно, оно глубоко внутри. И никакие усилия не помогут создать ауру, которая станет магнитом для учеников. Поэтому учителем может стать далеко не каждый.
Александра Игошина нашла дополнительный инструмент, чтобы увлечь детей. Им оказался блог. Вести его нижегородка начала еще в 2019 году, приняв участие в форуме «Мама-предприниматель» и осознав значение личного бренда. В соцсети учительница стала рассказывать о своей работе и увлечениях, делиться профессиональными шутками и лайфхаками. А теперь вести блог помогают и ученики. Участвуют в сценках и подсказывают, что снять, когда какую-то тему не понимают.
Это увлечение привело Александру в Совет педагогов-блогеров при министерстве просвещения РФ. В него в очном режиме попали 26 учителей с наибольним количеством подписчиков в соцсетях и достижений, а также 170 активных педагогов-блогеров со всей страны (их приглашают онлайн). Это новый формат взаимодействия учителей с ведомством, запущенный только в 2022 году.
«Мы, обычные учителя, рассказываем, что нам нравится и не нравится в работе, что хочется изменить. Можем задавать вопросы об образовании, учебниках, статусе учителя. Нам отвечают честно, искренне, — делится впечатлениями от первого онлайн-собрания Александра. — Этот формат общения с властью был необходим. Потому что мы – учителя, которые работают и знают всё изнутри. И нам первым рассказывают о каких-то нововведениях, чтобы мы донесли эту информацию до коллег».
Педагогам дали возможность задавать личные вопросы представителям министерства — и их сразу берут в работу. Кроме того, члены Совета могут вносить собственные инициативы. И учителям действительно важно быть услышанными.
Отношения с родителями учащихся — большая ложка детгтя в работе педагогов. Героини признались, что в современном обществе к учителям относятся скорее как к представителям сферы услуг.
«Дети всегда переживают, когда знакомятся с новым педагогом. Для них это ответственность. Я сама помню, что педагог для меня был такой душой, которая никогда, наверное, не ест, никогда не ходит по магазинам, и просто небожитель. А вот со стороны родителей отношение какое-то было сначала… предвзятое. Директора, может, и важные личности. А мы, педагоги, какие-то услуги предоставляем», — поделилась личными наблюдениями Александра Игошина.
«Мы сейчас как педагоги не люди, а сфера услуг. Если в Советском Союзе учителя были в почете, сейчас этого нет. Мы исполняем желания родителей прежде всего. Уважения к учителю просто нет, — добавила Юлия Маслова. — И родители сейчас чуть что – бегут жаловаться в прокуратуру, не разбираясь, кто прав, кто виноват. Но прежде чем заявлять о своих правах, нужно помнить и об обязанностях. А они где-то между строк, их мало кто исполняет. С детьми о чем-либо намного проще договориться».
Некоторые родители оказываются не готовы помогать своим детям с домашними заданиями: «Я не хочу конфликтов с ребёнком дома. Вы должны сделать всё с ним сами». А потом спрашивают у педагогов — как они справляются с целыми классами, если дома и с одним поладить бывает тяжело. В таких случаях учитель начальных классов советует родителям попытаться выделить больше времени своему ребенку. Ведь у многих не хватает даже 5 минут на разговор: узнать, как прошел день, чем ребенок занимался, что ему было интересно.
В прочем, в ближайшее время ситуация с положением учителей в обществе может вновь изменится. Президент России объявил 2023 год годом Педагога и наставника. Уже сейчас начинаются праздничные мероприятия, самых талантливых педагогов отмечают на региональных и федеральных уровнях. По телевидению даже выпустили две передачи, посвященные учителям — «Классная тема» и «Передача знаний».
«Шоу по телевидению тоже важны, чтобы мы учились у других, совершенствовались. Приятно, что хотят слышать обычных учителей, — заметила Александра Игошина. — Я хотела бы принять участие во втором сезоне «Классной темы». Сейчас пока смотрю, какие есть фишечки и особенности, показываю ребенку. Думаю, многие наблюдают за этим проектом, потому что снято очень качественно, интересно, с прекрасной подачей».
Финансы поют?
Зарплата учителей по-прежнему остается болезненной темой. На вопрос о том, как жить на зарплату преподавателя, Дарья ответила: «К сожалению, по моему мнению — никак. По крайней мере в регионах. В Москве зарплата на порядок выше. Если бы у меня не было еще одной работы и мужа, я бы не смогла позволить себе работать в школе».
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что 54% нижегородцев уверены, что школьные учителя должны зарабатывать более 100 тысяч рублей в месяц. Однако на сегодняшний день средняя предлагаемая зарплата на учительских вакансиях в регионе составляет 38,5 тысяч рублей. Большинство опрошенных с такой оплатой учительского труда не согласны.
Прожить на зарплату учителя возможно, если берёшь репетиторство, считает Александра. Ведь тратиться приходится не только на еду и предметы первой необходимости, но и на гардероб, на самообразование.
«Я не могу себе позволить одеться там же, где это делают мои ученики и студенты. Потому что получается, что у вас одинаковые кофточки с «Озона» – и статус учителя теряется. Приходится одеваться в более галантных местах. До костюмов на заказ я еще не дошла, но очень бы хотела. Естественно, это стоит больших денег, — призналась учительница русского. — И косметика хорошая, с которой макияж продержится весь день, тоже требует денег. Поэтому я беру подработки, репетиторство. От индивидуальной работы с ребёнком ты получаешь удовлетворение, ему нравится, и стоимость часа тоже радует».
Чтобы расти профессионально и проводить уроки с каждым разом всё интереснее, нужно закупаться и литературой. Хорошие пособия и учебники могут стоить 800‑1000 рублей. Приходится треть зарплаты отдавать за несколько книг.
«Увы, это малооплачиваемая работа. Но вы пошли дарить детям тепло. И про деньги, пожалуйста, не говорите. Конечно, мне тоже приходит зарплата, но я деньги не считаю. В педагогику приходят ради того, чтобы вокруг были дети. Хотите денег — на завод не пробовали сходить? Я знаю, что это такое», — сказала Юлия.
Учительница призналась, что для нее самое главное — отдача. Нельзя просто так равнодушно сидеть на уроках «от звонка до звонка» только ради зарплаты.
«Мне нужен живой процесс. Чтобы я принесла детям то, что я умею, что я знаю, чтобы они мне еще и ответили», — подчеркнула педагог.
По словам Юлии, работа учителя — это постоянное взаимодействие с учениками. Когда ребенок доверительно идет навстречу и обнимает за шею. И когда вечером делишься с родителями фотографиями пережитых за день моментов, например, как их девочка ловит языком снежинки. Детская радость дороже любых денег. Только ради нее стоит идти в педагогику.
Напомним, что Нижегородская область участвует в проекте новой системы оплаты труда: размер ставки повысят для привлечения молодых специалистов, а также создадут систему стимулирующих выплат. Однако внедрение этой системы для школьных педагогов планируется не раньше 2023 года.