Site icon Нижегородская правда

Уроки жестокости: что толкает детей на преступления

Громкие истории с мещерской бандой подростков, избиением «на камеру» девочки-инвалида тремя школьницами, суд над учащейся нижегородской элитной гимназии, которая из-за комментария в соцсети поджигала волосы 12-летней девочке, вызвали не только волну возмущения, но и вопросы: что происходит с подростками, почему они стали такими? С этими вопросами мы обратились к научному консультанту Следственного управления СКР по Нижегородской области, главному эксперту Московского исследовательского центра, профессору ННГУ имени Н.И. Лобачевского Екатерине ВАСКЭ.

Приз за избиение

– Екатерина Викторовна, ясно, что подростки совершали преступления всегда, но сейчас они как будто гордятся этим, бравируют, выкладывают видео в интернет…

– Это действительно стало популярно. И интернет не только провоцирует, заставляя подростка думать: «Это же делают другие, собирают лайки, я тоже хочу», но и научает. Есть конкретные группы и порталы, которые я по понятным причинам не называю, где не просто призывают выкладывать видео избиений, но и обещают за наибольшее число лайков денежное вознаграждение. То, что его не дают потом, другой вопрос. Но всё это набирает популярность. Роскомнадзор эти порталы запрещает, но они открываются снова. Кроме того, подростки видят по телевизору: кто-то над кем-то поиздевался, избил, видео показывают на экране, об этом говорят. Чем не путь к славе?..

Сразу оговорюсь. Не надо считать, что от интернета один вред. Это огромный познавательный контент, который способствует развитию, если его использовать как познавательную среду. Но в интернете, как и в мире, в котором мы живём, есть опасности, которые подстерегают на каждом шагу, особенно детей и подростков. Отнять, запретить интернет нельзя. Но можно что-то дать взамен – развитие, познание с формированием нравственных ориентиров.

– Кто должен этим заниматься – родители, учителя?

– Это задача и родителей, и учителей, и комиссий по делам несовершеннолетних, и психологов. Вообще любой взрослый человек может объяснить, помочь. Недавний случай в моей практике: следователь, который уж точно не должен воспитывать, взял под опеку девочку – жертву школьной травли: вытащил её из сложной ситуации, помог повысить самооценку… Но поясню: морализаторство сейчас категорически недопустимо. Оно не проходит. С подростками надо разговаривать, договариваться.

Атаманы в юбке

– Видео, которые попадают в Сеть, поражают безжалостностью подростков к своим жертвам. Они наслаждаются беззащитностью слабых. Как вы это прокомментируете?

– Я провела психолого-правовой анализ эволюции преступности несовершеннолетних в России с дореволюционных времён. Разница между тем, что было и что стало, невероятна. Подростковая преступность изменилась не количественно – государство с ней борется, число каких-то видов преступлений снижается. Она изменилась качественно. Подростки стали чаще совершать тяжкие и особо тяжкие преступления. Изменился гендерный состав: всё чаще организаторами, лидерами при совершении правонарушений становятся девочки. Изменился социальный состав: если раньше считалось, что на преступления идут дети из неблагополучных семей, то сейчас это всё чаще дети из семей благополучных. Кроме того, раньше считалось, что подростковые преступления всегда совершаются в группе. Сейчас всё больше индивидуальных правонарушений. Это говорит о криминальной самостоятельности несовершеннолетних.

– С чем связаны эти изменения?

– С утратой нравственных ориентиров. Если посмотреть телешоу – всё на повышенных тонах, на конфликте, агрессии. Бесконечные сериалы, которые демонстрируют отдельные телеканалы, романтизируют преступный мир, преподносят искажённые ценности. А это – научение жестокости и ненаучение добру. Где пропаганда духовности, нравственности, жертвенности, женственности? Герои – примеры для подражания для современных подростков – кто они?.. Убийство, смерть становятся обыденностью. То же с компьютерными играми: убей этого, убей того… Недавно я работала с тремя подростками, которые совершили убийство. Пыталась достучаться до их сердец, вытащить хоть какие-то элементы жалости, говорила: «Вы убили человека, его больше нет и никогда не будет». Но тщетно!

334 преступления совершили подростки до 18 лет за полгода в регионе. В 2018 году – 712

Через фильтр

– Может ли исправить таких подростков наказание?

– Подход должен быть сугубо индивидуальным. Для одних достаточно и воспитательных мер воздействия. Для других необходимо лишение свободы, причём на большой срок, чтобы осознали, поняли: зло наказуемо, и за свои действия придётся ответить. В противном случае ощущение безнаказанности провоцирует к совершению новых преступлений.

– Что вы посоветуете родителям?

– Конечно, у нас очень много детей талантливых, скромных, добрых. Если у ребёнка поставлены «фильтры» – за ним семья, понимание, что хорошо, что плохо, – то негативные ориентиры ломаются или вовсе не воспринимаются. Если этих «фильтров» нет, подросток открыт, свободен для воздействия деструктивной информации.

Exit mobile version