Увидеть, как танцует лист
Современных детей называют поколением Гугл. Но ни одно интернет-пространство не научит их главному — любви, дружбе, духовным ценностям. В этом ещё раз убеждаешься, поговорив с заслуженным учителем Российской Федерации Валентиной Павловной КОРОТКОВОЙ.
На уроки к ученикам
Недавно среди нижегородских школьников проводился опрос на тему «За что мы любим своего учителя?» Ответы самые разные. За то, что он всегда готов прийти на помощь. За оптимизм и бесконечную веру в каждого ученика. За то, что он вкладывает в каждого частицу своего сердца.
- Я рядом с детьми с 17 лет, начинала вожатой, — рассказывает Валентина Павловна. — Получила профессию учителя русского языка и литературы, пришла в нижегородскую школу № 47, и мне дали первый в моей жизни пятый класс.
– Насколько страшно было впервые вставать за учительский стол?
– Конечно, волновалась. Но мне всегда везло на хороших людей. Тогда мне очень помогла учитель начальных классов, которая вела моих ребят первые четыре года. И перед тем, как самой встать к доске, я ходила к ней на уроки, смотрела, как она выстраивает занятия, как держит внимание детей. Ведь в педагогическом институте отводится не так много часов на педагогику. Да и педпрактика небольшая.
- Как вам, учителю литературы, удавалось научить ребят писать такие сочинения, которые занимали первые места в районе?
- Учила их в первую очередь знать, понимать и любить то, что их окружает – деревья, солнечные блики на воде, солнечный лучик за окном. Выводила свой класс на сдвоенных уроках русского языка и литературы на улицу, скажем, на берег Оки. Вместе смотрели, как наступает осень, какого цвета вода в реке, как жёлтый листок танцует в воздухе. И тогда слово и окружающая среда сливались в их сознании. Именно так они учились облекать в слова то, что чувствуют и что видят. Конечно, были и неудачные уроки. Потом я их анализировала и понимала, что было этому причиной.
Сесть с ребёнком за парту
- А если неудачи преследуют постоянно? Скажем, у многих молодых педагогов зачастую не получается держать дисциплину на уроке. Что посоветуете?
- Держать внимание класса, влюбить учеников в себя и свой предмет – большой труд. А молодым педагогам могу посоветовать временами не стоять над партой нарушителя порядка, а сесть с ним рядом, помочь понять свой предмет. И обязательно найти среди ребят в классе друзей и единомышленников. Мне почти 80 лет, и я каждый день вспоминаю своих учеников – и тех, кто был близок мне, и тех, кто не хотел идти на контакт, держался в отдалении. С грустью думаю, что кому-то могла бы дать больше тепла и внимания.
- Трудные ученики у вас были?
- Они есть практически у каждого учителя. У меня был случай, когда за одним набедокурившим мальчишкой пришли из комиссии по делам несовершеннолетних вместе с милиционером и хотели увести его прямо с моего урока. Я не позволила. Мы закончили урок, потом поговорили с ним по душам, он всё осознал. А недавно на одной встрече ко мне подошёл молодой человек и спросил: «Помните меня? Мне прочили в школе колонию, но я туда не попал, и у меня всё хорошо». За этого парня мы тогда просто бились. Кстати, со многими своими учениками я до сих пор поддерживаю дружбу.
Учитель или робот?
— Какой период из вашей педагогической деятельности вы вспоминаете с особой теплотой?
- Работу в школе № 174 в Приокском районе. Огромное здание на две тысячи учеников и увлечённый своим делом коллектив. Мы все горели идеей новой школы, воспитания настоящего человека. А в девяностые началась волна школьных преобразований. Меня попросили перейти в городской отдел образования, чтобы начать работу над созданием общеобразовательных учреждений нового типа — гимназий и лицеев. Дать зелёный свет учителю, который может увидеть в каждом ученике изюминку, — такой была наша задача. Мне довелось стоять у истоков создания нынешних лучших школ областного центра: 186‑й, лицеев № 40, 36, 38, гимназии № 8. Это было время открытий для педагогов и учебных заведений, которые становились копилками новых методик и технологий. Но работая в гороно, я по-прежнему вела уроки в школе.
- Уже изобретён первый робот-учитель. У него всегда ровный эмоциональный фон, он не выходит из себя, не болеет. Валентина Павловна, как вы относитесь к перспективе замены педагога интеллектуальным автоматом?
- Изобретателям и создателям такого робота, конечно, честь и хвала – прогресс не стоит на месте. Такая умная машина может заниматься с ребятами, например, на уроках по совершенствованию каких-то технических знаний, информатики, точных дисциплин. Но вот полностью заменить живое слово учителя, его воспитание собственным примером, свет его глаз, доброту техническим устройством невозможно. Разве может машина заменить внимание, понимание и человечность?