В бешеном ритме. Что стоит за повышенной активностью ребёнка?

В бешеном ритме. Что стоит за повышенной активностью ребёнка?
Фото pixabay.com

В полдень на детской площадке было полным-полно народа. Малыши деловито копали снег лопатками и с удовольствием лепили снежки.

– Серёжа, ну куда ты опять полез? – пыталась образумить пятилетнего внука одна из бабушек. – Никакого сладу с тобой нет! Постоянно крутишься, вертишься, на месте не сидишь.

– Да все они такие в этом возрасте, что вы хотите, – вздохнула соседка, стоящая рядом.

– А вы к врачу обратитесь. У нас у знакомого ребёнка признали гиперактивность, сейчас у невролога лечатся, – посоветовала другая женщина.

Серёжина бабушка отошла в сторону и задумалась…

 

Что такое детская гиперактивность?

Гиперактивность, или, как называют врачи, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это состояние, при котором активность и возбудимость у ребёнка превышают норму.

При СДВГ ребенок страдает неусидчивостью, невнимательностью, импульсивностью, плохо концентрирует внимание, которое у него быстро переключается на что-то другое. Особенно если дело, которым ребенок занимаются, не представляет для него интереса.

Такие дети могут увидеть птичку и начать бегать, подражая ей. Потом их взгляд зацепится за игрушку, и они начнут с ней играть, но быстро бросят ее, переключившись еще на какое-нибудь занятие, которое также не захватит их надолго.

Их воображение часто очень подвижно, а фантазия богата. Они начинают рассказывать какие-то невероятные истории, но их внимания редко хватает на то, чтобы эти истории закончить.

– Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это психоневрологическое расстройство, – рассказывает врач-педиатр Ирина Кубышкина. – Оно может протекать в виде чистой формы (трудности концентрации внимания, гиперактивность), может сопровождаться нарушением обучения, моторики, общения и включать в себя коморбидные состояния, такие как тики, обсессивно-компульсивные расстройства, энурез, головные боли, нарушения, связанные с использованием интоксикантов (алкоголь, табак, наркотические вещества). Проблема заключается в том, что при несвоевременной диагностике и коррекции у детей с СДВГ к подростковому возрасту может сформироваться антисоциальное поведение (склонность к алкоголизму, наркомании, токсикомании).

Сам по себе синдром гиперактивности не является болезнью, но это почва для формирования заболеваний. При несвоевременной коррекции у ребенка могут появиться головная боль (цефалгия), недержание мочи (энурез), навязчивые мысли (обсессии), навязчивые движения (компульсии), алкоголизм, наркозависимость и другие.

Ребенок с СДВГ активнее обычного во много раз. Конечно, с ним очень непросто приходится и родителям, и учителям. Часто таких детей пытаются заставить сидеть смирно, долго молчать, но всё безрезультатно. Малыш честно будет стараться, но через какое-то время можно заметить, как его тело само начинает подергиваться и совершать движения. И винить в этом никак нельзя.

 

Откуда берётся?

Последние исследования, проведенные в разных странах, показали, что это расстройство связано с дефектом нескольких генов, который приводит к нарушениям метаболизма мозга. В мозге вырабатывается мало допамина – вещества, которое управляет процессами торможения, и много норадреналина, который вызывает излишнее возбуждение.

Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, трудные роды, свинцовое отравление или неправильное питание.

Спровоцировать яркое проявление СДВГ способны травмирующие события – такие как переезд, развод родителей или другие серьезные изменения в жизни ребенка. Но для развития синдрома дефицита внимания должна быть предрасположенность и психическое нарушение. К 4-5 годам нарушение уже хорошо видно, а к 6-7 проявляется в полной мере.

 

Что с этим делать?

В США, Канаде, Европе, Австралии СДВГ лечат в первую очередь медикаментозно. Там считают, что нейрохимические процессы мозга одними воспитательными мерами не изменить. Хотя не отрицают, что гиперактивные дети требуют особого подхода, и даже ищут специальные приемы обращения с ними. Как лечение применяют стимуляторы выработки допамина. Давно и успешно. С их помощью улучшение наступает у 70–90% детей. Особенно хорошо эти препараты действуют на дошкольников и младших школьников. У нас же они не зарегистрированы, а значит, не производятся и не закупаются.

В России СДВГ раньше не выделяли в отдельное заболевание, а включали его вместе с другими неврологическими проблемами в невнятный диагноз «минимальная мозговая дисфункция». Гиперактивных детей лечат ноотропами и успокоительными средствами. Но этого недостаточно.

– Терапия должна быть комплексной и включать не только фармакопрепараты (ноотропная, вегетотропная терапия, витамины), но и психотерапию, – говорит Ирина Кубышкина. – Не менее важным звеном является изменение поведения родителей по отношению к ребёнку, коррекционно-педагогическая работа, соблюдение режима труда и отдыха, избегание переутомления при выполнении заданий.

В воспитании таких особых деток родителям придётся запастись терпением. Только методичное и постоянное закрепление границ способствует развитию концентрации внимания. Несколько раз в день обязательно обнимите ребенка, даже если он бегает. Он получает опыт остановки и ощущение внешней границы, которую выдерживает спокойный взрослый.

Для выработки внимательности у гиперактивного малыша хорошо развешивать по квартире специальные листки-памятки – в его комнате или, например, на холодильнике. На листках-памятках лучше давать информацию не только в письменной форме, но также сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел. Например: «заправь постель», «почисть зубы», «собери игрушки» и т. д.

…Но самое важное, как всегда – это терпение родителей, их любовь и принятие особенностей своего ребёнка.

 

Пять правил поведения с гиперактивными детьми

  1. Установите контакт. При общении обращайтесь к ребёнку, а не к люстре. Недостаточно слов – прикоснитесь, поверните маленького человечка к себе. Уберите всё, что мешает контакту: игрушку, телевизор, бабушку. Свои требования, просьбы излагайте четко, понятно и бесстрастно.
  2. Позаботитесь о порядке и безопасности в доме. Сделайте всё, чтобы уменьшить вероятность травм. Когда на кухне разбросаны ножи и вилки, а у папы на рабочем столе нет свободного места, добиться от ребёнка порядка невозможно.
  3. Гиперактивного ребенка специалисты советуют часто хвалить – в пять раз чаще, чем делать ему замечания. А это, конечно, непросто: найти, за что похвалить сорванца, который всё делает не так. Причем хвалить надо целенаправленно, всегда указывая, за что.
  4. Соблюдайте режим. Чем чаще вы делаете одно и то же, тем лучше это у вас получается. Вставайте в выходные в 7-8 утра, гуляйте в одно и то же время, читайте сказку на ночь не больше и не меньше, чем вчера.
  5. Находите те сферы деятельности, в которых ребёнок может себя проявить лучше всего. Кто-то хорошо подметает, кто-то лепит или собирает пазлы. Поддерживайте своих детей в том, что у них хорошо получается, и создавайте условия для выполнения такой работы.

 

КСТАТИ.

Определённые элементы гиперактивности у многих таких детей сохраняются и в зрелом возрасте. Взрослые с СДВГ жизнедеятельны, энергичны, много работают и мало спят. Однако имеют некоторые негативные черты личности: они импульсивны, несдержанны, им сложно заниматься монотонным трудом.

 

«Новое дело»

Кстати, все интересные и важные тексты мы публикуем на «Дзене».
Подписывайтесь и читайте нас на Яндекс.Дзен.

Подпишитесь на нас

Похожие публикации