Влюбиться в «Мадам Баттерфляй»
Еще в 1936 году в афише нашего театра оперы и балета появился шедевр Д. Пуччини «Чио-Чио-сан». И вот в нынешнем, 74‑м по счету сезоне первой премьерой станет спектакль по этой же опере только с иным названием — «Мадам Баттерфляй».В четвертый раз нижегородская труппа обращается к трогательной истории любви юной гейши и лейтенанта американского флота Пинкертона, воплощенной в прекрасной музыке. Произведение гениального итальянца впервые было представлено публике в 1904 году и поначалу получило негативные отзывы. Сегодня с трудом верится, что так начиналась биография одной из самых популярных опер мирового репертуара.«Она просто обречена на успех», — убежден петербургский режиссер Вадим Милков. Его пригласили поставить «Мадам Баттерфляй», оценив партнерство, которое уже сложилось у мастера с Нижегородским академическим театром оперы и балета им. А. С. Пушкина. Напомню, в прошлом сезоне он поставил здесь новую версию «Пиковой дамы». А вообще, имя этого деятеля сцены, лауреата международных конкурсов известно театралам. И не только потому, что он — сын великого Г. А. Товстоногова. Другой великий режиссер Б. А. Покровский пригласил Милкова в Большой театр, где он трудился в течение 15 лет. Потом сотрудничал с разными труппами, обрел большой опыт. География постановок Вадима Георгиевича весьма обширна: от Вены до Улан-Удэ.И вот в Нижнем сейчас идет полным ходом работа над «Мадам Баттерфляй». Вместе с Вадимом Милковым над спектаклем трудятся главный дирижер нашего театра Евгений Шейко и молодой петербургский художник Иван Совлачков.После очередной репетиции мы беседуем с режиссером об особенностях оперы, и я слышу неожиданное признание:- «Чио-Чио-сан» не относится к числу моих самых любимых произведений. Подчеркнутая сентиментальность, тяготение к мелодраматизму, проявившееся больше, чем в других операх Пуччини, — это мне не очень симпатично. Но в свое время мой педагог Эмиль Пасынков советовал: умей влюбиться в материал, который тебя пригласили ставить. Поэтому всегда даю себе установку: самая замечательная опера на свете — та, над которой в данный момент работаю.- Что же помогло вам влюбиться в «Мадам Баттерфляй», которую вы ставите впервые?- Прежде всего, личность автора. Пуччини удивительный, очень интересный творец. С моей точки зрения, он совершил революцию в оперном искусстве. Из области мифологии, легенд, далекой истории он привел ее в мир, узнаваемый и понятный для современника. Помог ей сойти с котурн и стать более бытовой. Вот ведь и действие «Мадам Баттерфляй» происходит в начале 20 века, когда сочинялась эта опера, участвуют в нем не короли, не боги, а обыкновенные люди. Считаю, что именно из творчества Пуччини возникло направление музыкального театра 20-го столетия — веризм («веро» — правда), родился неореализм. Впрочем, как всякий гений, этот композитор оказался выше «измов» новой эпохи. Он преодолел пределы злободневного, устремляясь к общечеловеческому, к тому, что волнует нас до сих пор.- К слову о злободневности. Не так давно один британский знаток творчества Джакомо Пуччини профессор Роджер Паркер во всеуслышание заявил, что «Чио-Чио-сан» — опера расистская и посему теперь ее содержание следует радикально интерпретировать.- Не знаю ни одного случая, чтобы ее ставили с расистских позиций. Напротив, обычно в спектаклях на первый план выступает сентиментальная драма несчастной покинутой девушки. А то, что несчастье пришло от американца, представителя вроде бы самой цивилизованной и мощной страны, никак не подчеркивается. Между тем в опере четыре раза звучит тема гимна США. Пуччини совсем не случайно это сделал. И мы намерены поставить свои акценты в соответствующих местах спектакля. Кроме вечного конфликта между Западом и Востоком, в «Мадам Баттерфляй» возникает тема противостояния мира напористого, агрессивного и мира хрупкого, созерцательного, экзотичного, который может погибнуть при грубом вмешательстве. Это мне представляется гораздо важнее, чем педалирование мелодраматизма. Бесцеремонное вмешательство в чужую жизнь, в иную культуру — примеры такого рода мы наблюдаем и сейчас — вот где остро современная проблема.- Вадим Георгиевич, некоторые ваши коллеги ищут перекличку с классикой вовсе не в сфере духовной, нравственной. Порой современность для них — эпатаж, задевающий нынешнюю публику за живое.- Пришло такое время, когда режиссура стремится подавить автора. Я не поклонник этого модного течения. И считаю, что ощущение современности от классической оперы возникает не потому, что в спектакле героев одели в костюмы нынешнего кроя, посадили на танки или заставили выяснять отношения на нефтяной вышке. Вот если в замысле композитора удалось отыскать нюансы сегодняшних оценок взаимоотношений людей, это убедит и тронет публику. Потому надо расшифровывать партитуру. В старых шедеврах далеко не все еще расшифровано. Автор для меня первичен, а режиссура — дело вторичное. Не второстепенное! Прошу не путать.- Если вернуться к «Мадам Баттерфляй», что составляет особую трудность для исполнителей?- Я сказал о «революционности» драматургии опер Пуччини, а он еще и в оркестровке стал первооткрывателем. Композитор очень усложнил звучание оркестра, оно более яркое, разнообразное. Ритм постоянно меняется, давая действию нерв. Даже современным исполнителям непросто существовать в таком музыкальном материале. Непривычные для традиционной итальянской оперы «рваные» мелодические ходы им надо оправдать, сделать органичными, поймать особый темп жизни на сцене.- И какие у вас впечатления от работы с нижегородской труппой?- Высокопрофессиональная, голосистая труппа. Не в каждом городе есть ансамбль солистов такого уровня. Правда, их ряды по трагическим причинам поредели: ушли из жизни прекрасные мастера. Больно, жалко… Но театр наверстает, восполнит потери как всякий живой полнокровный организм. Тем более что ожидается строительство нового здания для него. Это обязывает и мобилизует.Вадим Георгиевич, конечно, прав: перспектива появления нового современного дома не может не влиять на сегодняшнее творческое самочувствие коллектива. И все же это событие не самого близкого будущего. А пока ждем вместе с артистами открытия сезона и первую его премьеру, которая запланирована на 26 сентября. Хочется вслед за режиссером опять влюбиться в «Мадам Баттерфляй».