Site icon Нижегородская правда

"Все дети, которые у нас растут в семье, как-то сами приходят": приемная мама из Нижнего Новгорода ждет шестнадцатого ребенка

Мама 15 детей Веда Ливадонова выросла в семье педагогов. Бабушка преподавала языки и литературу и работала в детском доме, а родители посвятили жизнь трудным подросткам. Будучи единственным ребенком в семье, Веда не чувствовала себя одиноко, постоянно принимала гостей.

 

«У нас время от времени дома появлялись дети: кто-то сбежал из дома, кого-то родители выгнали. Это была жизнь, полная трудных подростков. Сколько я себя помню – всегда было так», - делится Веда.

Когда Веда стала приемным родителем, ее родственники полностью поддержали такое решение. Хотя заранее женщина усыновление не планировала. Просто «кучу ребятишек аисты принесли, а раз уж на голову ребенок падает, надо руки подставлять».

Младшему ребенку Веды сейчас 3 года, а старшему - 25
Младшему ребенку Веды сейчас 3 года, а старшему - 25
Фото: Веда Ливадонова

«Я вообще не планировала становиться приемным родителем. Но у меня была очень хорошая подружка, которая работала нянечкой в детском доме. В какой-то момент она пришла ко мне в гости и сказала, что в дом малютки поступил малыш в тяжелом состоянии. Кроме пневмонии у него было много диагнозов, которые мешали дышать: порок сердца, астма. Еще остеомиелитом малыш тоже переболел. С таким букетом заболеваний нужно было срочно что-то решать, найти семью, которая примет этого ребенка и поможет ему выздороветь. Он не ходил, не ползал, с трудом садился, а было ему уже больше годика, - рассказывает Веда о своем первом приемном ребенке. - Я поговорила со всеми своими друзьями – они очень серьезные и ответственные люди. Каждый раз от них слышала один и тот же ответ: это очень серьезное решение, нужно хорошенько подумать, нужно взвесить все «за» и «против»… И насколько это серьезное заболевание, и насколько будет тяжело из-за непростой генетики, и серьезное поражение центральной нервной системы. Стало понятно, что думать все будут еще долго. А я посмотрела, что ребенок умирает и нужно принимать решение немедленно. Поэтому это решение приняла я. Так вместо четверых детей у меня стало пять».

15 лет назад, по словам Веды, усыновление было немного проще. Сейчас нужно проходить школу приемного родителя полгода, тогда ничего подобного не было: собрать несколько справок о здоровье, с места работы – это оказалось не слишком длинной процедурой.

С каждым годом семья Веды становится все больше
С каждым годом семья Веды становится все больше
Фото: Веда Ливадонова

Череда счастливых случайностей

«Я никогда не выбирала ребенка из базы данных, не ездила с этой целью по детским домам, специально не выискивала. Люди говорят, что нужно найти своего ребенка. Думаю, доля истины в этом есть. Но все дети, которые у нас растут в семье, как-то сами приходят. Мы их не ищем», - делится Веда.

Так случилось и со второй приемной дочкой. Прабабушка Марты через знакомого священника узнала номер телефона Веды, рассказала ей о сложной жизненной ситуации и попросила срочно забрать ребенка. Ее правнучка сильно нуждалась в семье.

«Я точно также предложила своим друзьям выступить в роли мамы и папы. Прошла неделя, две недели, я не увидела какого-то реального живого отклика, желания поучаствовать в этой истории. Так как никого вокруг не нашлось, опять включились мы», - рассказывает Веда.

Дети попадали в семью по разным причинам. И всегда находили здесь помощь. За один только 2019 год Ливадоновых стало на три человека больше.

Разница в возрасте не мешает ребятам ладить
Разница в возрасте не мешает ребятам ладить
Фото: Веда Ливадонова

«Это череда счастливых случайностей: или родственники обратились одного из наших детей, или органы опеки сказали, что трудная ситуация на участке, а ребенок хороший. Спрогнозировать такое невозможно. Наверное, это судьба.

Дело в том, что малыши очень востребованы. Чтобы иметь возможность принять грудного младенца люди в очереди стоят год или два. А у нас, как правило, сложные ребятки. Те дети, которые возвратные, сначала воспитывались у родственников, потом в приемной семье, потом в другой приемной семье. И когда раз отказ, два отказ, бывает так, что обращаются к нам, потому что здесь уже нужны опытные люди, которые смогут принять трудного ребенка. Малыши у нас тоже появляются, но скорее, как «хвостик» к трудному подростку – нехорошо разлучать родного брата и сестру», - делится героиня.

Дети любят проводить свободное время вместе
Дети любят проводить свободное время вместе
Фото: Веда Ливадонова

Сейчас в семье 15 детей: четверо родных и 11 приемных. Самому младшему из них 3 года, старшему – 25 лет. Ладят как все дети: играют вместе, заботятся друг о друге, ссорятся, мирятся. В такой большой компании ребята легко находят единомышленников, которые также сильно любят играть в машинки или слушают определенную музыку. Иногда старшие сильно привязываются к малышам. Например, 15-летний Олег много времени проводит со своим приемным 3-летним братом. Они вместе играют, гуляют, общаются.

 

Надо рассматривать не свод правил, а живых людей

По мнению Веды, не каждый человек способен стать приемным родителем. Попытаться можно, но включиться настолько, чтобы это стало органикой, и всем членам семьи было хорошо и уютно, получается не у всех.

«Из своей практики я заметила, что давным-давно, когда у нас только начали появляться первый и второй приемный ребенок, было намного сложнее принять душой, сердцем. На это уходили месяцы, чтобы прирасти. Со временем, когда это уже не первый и даже не пятый приемный ребенок,  становится легко и просто. Здесь вопрос практики. Когда тебя первый раз назвали мамой, это нечто новое, это еще не стало твоей органикой. А когда это происходит уже десятый раз, то ты уже на маму откликаешься сразу. И сразу включаешься. Вопрос во времени. Душа гибче становится, а сердце теплее», - рассказывает Веда.

Веда готова принять в семью даже трудного подростка
Веда готова принять в семью даже трудного подростка
Фото: Веда Ливадонова

По словам героини, с момента появления первого приемного ребенка ее жизнь стала более удивительной и менее предсказуемой. Справляться со всем помогает любовь к детям и доверие к судьбе.

Своим опытом Ливадоновы готовы поделиться с теми, кто в будущем тоже хочет стать приемным родителем. У них даже была идея организовать специальные курсы для нижегородцев, когда построят дом.

«Когда люди только начинают знакомиться с темой приемного родительства, спотыкаются о большие и маленькие трудности. Мы о них спотыкались 10 лет назад. Поскольку мы нашли решение, первое, что приходит в голову – это поделиться ими. Независимо от того, касается ли это психолого-педагогической стороны вопроса или юридических тонкостей. Опыт накоплен очень большой, и мы бы с радостью поделились им с теми, кому это нужно, кому это поможет, - делится Веда. - Первое, что помогло мне органично и легко пройти первые годы становления приемной мамой – уход от четких правил. Их не существует. Если есть какие-то клише о том, какие должны быть отношения между родителем и ребенком, каким должен быть ребенок – их нужно отложить в сторонку, и пускай они там полежат как можно дольше. Часто дети, которые приходят в семью, не самые простые. И бывает много необычных трудностей. Так что надо рассматривать не свод правил, а тех живых людей, которые принимают участие в этой истории. Нужно много спокойствия, терпения, и, однозначно, много любви. Это единственное, что может обратить человека на сторону приемного родителя. Трудностей будет много, а любовь поможет со всем этим справиться».

Терпение и любовь помогают преодолевать трудности в отношениях
Терпение и любовь помогают преодолевать трудности в отношениях
Фото: Веда Ливадонова

Каждому хочется свой уголочек

У Ливадоновых есть большая совместная мечта – дом. Дети любят собираться в общую кучку поболтать, посмеяться, пообщаться, но от личного пространства никто бы не отказался. В большой семье каждый мечтает о собственном уголке для мыслей, чувств и внутренней тишины.

Несколько лет назад супруг Веды Валера начал стройку в Кстовском районе. Правда, процесс это долгий и непростой. На начальных этапах дети помогали: месили цемент, делали кирпичики, а потом все вместе строили стену. Но без форс-мажоров не обошлось: Валера несколько месяцев провел в больнице с переломом после падения с крыши, а Веде пришлось в период пандемии коронавируса уехать в Санкт-Петербург на операцию, чтобы победить рак щитовидной железы. Потом осенью 2020 года в уже почти достроенном доме произошел пожар и взрыв масляного радиатора. Стены уцелели, зато вылетели окна и разрушилась крыша.

Большой семье нужен большой дом
Большой семье нужен большой дом

«Сейчас мы построили коробку, закрыли ее крышей, окна вставили. У нас на стройке произошел пожар. Но по счастливому стечению обстоятельств к нам в гости приехала Ида Галич. И она объявила сбор со своей странички в Instagram. Это очень здорово, мы ей бесконечно благодарны. Это одна из классных случайностей, которая раз и произошла в жизни, когда все вроде бы стало плохо и страшно, а потом раз – и все исправилось. Будем продолжать достраивать», - рассказывает Веда.

Несмотря на все трудности, Ливадоновы не опускают руки. Семья надеется, что кто-нибудь захочет помочь им рабочей силой или строительными материалами, чтобы как можно быстрее закончить стройку и въехать в новый дом. Ведь в ближайшее время они вновь ждут пополнение.

«У нас в семье на днях появится новая дочь. Хочется сказать, что готова ко всему. Но ко всему-то, наверное, никто не готов. На месте определимся. Начнем потихоньку знакомиться. А там пройдет полгодика-год, глядишь, станем совсем родными, близкими», - говорит Веда.

Exit mobile version