Site icon Нижегородская правда

Все пути ведут в синагогу: почему евреям в Нижнем жить хорошо

Нижний Новгород – один из самых многонациональных городов России. Ранее в спецпроекте «Память потомков» редакция сайта pravda-nn.ru рассказала, чем живут нижегородские татары, марийцы, чуваши, эрзяне и русские. В этот раз речь пойдет о евреях – народе, которому лучше всего удается поддерживать связь между поколениями и прививать молодежи исконную культуру.

 

Герою нашей статьи Роману Свердлову (по-еврейски Реувену) 29 лет. Всю свою жизнь он провел в Нижнем Новгороде и уверен, что это один из самых комфортных городов для евреев. В 5782 году (у иудеев летоисчисление идет со дня сотворения мира) в столице Приволжья можно проявить себя, не чувствуя при этом негатива в свой адрес. Народы живут дружно, и люди интересуются жизнью друг друга.

«Встречаются, общаются представители разных конфессий. Далеко не во всех частях мира такая обстановка. Есть большая поддержка от управления и администрации города», - подчеркнул Реувен.

Что значит быть евреем

По словам руководителя национальной культурной еврейской автономии Суссаны Тураевой, еврей – не тот, у кого дети евреи, а тот, у кого внуки евреи. Смысл этой фразы можно понять на личном примере нашего героя.

Судя по родословной, Реувен – чистокровный еврей. Однако его родители почти не культивировали народные традиции, сохраняя в семье только еврейские имена и главные праздники – Песах (Пасху) и Хануку (исторический праздник Света). Это связано с тем, что в СССР не поощрялась религия, более того, ее соблюдение было наказуемо.

Советские семьи свое происхождение не афишировали, зато в современной России проблем с самоидентификацией из-за политических соображений уже не возникает. Чтобы передать знания следующим поколениям, родители привели Реувена с братом в местную синагогу. Так они стали частью нижегородской еврейской общины и по-новому взглянули на мир. Здесь же Реувен познакомился со своей женой Наоми, с которой теперь растит двух дочек.

Нижегородская синагога находится на улице Грузинской
Нижегородская синагога находится на улице Грузинской
Фото: vk.com/jewishnizhny

«Мне повезло, что в моей семье оба родителя евреи, и бабушки. Мы с братом делали семейное древо и знаем это. Мои родители не религиозные люди, но я и мой брат очень активно позиционируем себя как евреи, детей воспитываем соответственно. Выходит, третье поколение – внуки, действительно уже хранят традиции», - рассказал нижегородец.

Началось все с того, что 7-летний мальчик стал посещать детские программы в синагоге, постепенно познавая еврейский образ жизни. В общине он отпраздновал бар-мицву – это религиозное совершеннолетие, когда 13-летнего ребенка впервые вызывают читать главную книгу – Тору. По законам иудаизма, так он становится духовно зрелым и ответственным за свои поступки. После официальной части для детей такого же возраста проводят большой банкет. А еще через несколько лет Реувен поставил Хупу (то есть женился) на девочке из еврейской школы, с которой общался на мероприятиях общины.

Перед началом свадебной церемонии жених и невеста становятся под Хупу — свадебный балдахин, который символизирует дом жениха, куда он вводит невесту. Обряд обручения — Кидушин — ведет раввин. Жених надевает кольцо на палец невесты и таким образом «приобретает» ее себе в жены. Затем публично зачитывается Ктуба — договор об обязательствах жениха по отношению к невесте на время супружеской жизни, а также на случай смерти мужа или развода. Далее читают Шева Брахот — семь свадебных благословений, а в конце церемонии жених разбивает бокал, чтобы даже в самые радостные моменты жизни помнить о разрушении Храма и многовековом изгнании. После хупы жених и невеста на некоторое время уединяются в специальной комнате — Хедер Ихуд.

Теперь Реувен с супругой занимаются тем же, что когда-то сделали для них – помогают молодежи погружаться в еврейскую культуру, руководят клубом для детей и подростков, организуют специальные праздники и популяризируют народность в соцсетях.

«Я думаю, что еврей – это тот, кто считает себя частью общины, потому что без нее невозможно. Если жить не в рамках еврейской общины, не участвовать в ее жизни, человек постепенно отойдет от народности. То есть он будет знать, что по происхождению еврей, но это ничего не будет значить на деле», - заявил нижегородец.

Точка притяжения

 

В переписи населения за 2010 год можно заметить одну особенность – в Нижегородской области проживает 3 769 евреев. И из них всего 44 предпочли сельскую местность, а подавляющее большинство обосновалось в Нижнем Новгороде (в крайнем случае, на Бору, в Балахне и Дзержинске). Оказалось, что это не случайно. Просто все пути ведут в синагогу. В отрыве от нее евреям существовать сложно. Ведь это больше, чем храм в нашем привычном представлении.

Исторически центром еврейской жизни в Нижнем Новгороде был Канавинский район. Это связано с Ярмаркой, куда приезжали торговцы. До СССР евреи жили в основном там. А 130 лет назад неподалеку от Большой Покровской появилась синагога. И приоритеты изменились. Теперь все евреи города стремятся приблизиться к центру.

Реувен рассказал, что детство провел в Ленинском районе, а жена со своими родителями часто переезжала. Но когда они создали свою семью и стали думать, где жить, решение пришло само собой.

«Мы с женой, когда создавали свой дом, уже соблюдали многие традиции. Например, в Шаббат (по субботам) нам нельзя пользоваться телефонами и транспортом, передвигаться нужно только пешком. Но при этом важно прийти в синагогу на молитву и трапезу – это самый большой еженедельный сход евреев в любой части мира, - поделился нижегородец. - И мы не можем прийти сюда пешком из Ленинского района, потому что это займет 2 часа. Естественно, в Израиле очень много синагог на разных улицах, людям удобно. А у нас она одна в городе и даже в области. Поэтому для дома мы выбрали центр города без вариантов. К тому же, в браке мы полностью перешли на кошерную еду. В меню нижегородских ресторанов ее нет, только уподобления из-за моды на израильскую кухню. Зато ее можно найти в магазинчике в синагоге».

Иудеям можно есть только мясо жвачных парнокопытных. Поэтому запрещено мясо свиньи и верблюда. Молоко «нечистых» животных тоже под запретом. Запрещены хищные, болотные и водоплавающие птицы, кроме гуся и утки. Дозволены к употреблению только рыбы с чешуей и плавниками; моллюски и ракообразные запрещены. Кошерной будет та пища, которая приготовлена по законам Кашрута. «Кошер» переводится с идиша как «пригодный» или «подходящий», то есть такая еда не должна наносить даже малейший вред телесному здоровью человека.

Кстати, помимо магазина кошерной еды в синагоге есть собственная кухня и даже банкетный зал. Здесь евреи всегда могут найти традиционные блюда, собраться с друзьями на День рождения, познакомиться с новыми людьми.

Еда - важная часть народной культуры
Еда - важная часть народной культуры
Фото: kartinkin.net

Так уж сложилось, что еврейская культура завязана не только на религии, но и на коммуникациях. Даже если кто-то умирает, на похоронах должно собраться не менее 10 мужчин-евреев для определенной молитвы. Поэтому для евреев важно стать частью общины, быть в курсе новостей, поддерживать друг друга. И повседневная жизнь народа тоже проходит в синагоге. Раз в месяц все собираются на общие праздники, а в течение недели – на занятия для мужчин, женщин, детей и пенсионеров.

«Есть еженедельные уроки для мужчин и женщин от раввина и рабанит. Женщин учат отношениям между мужем и женой, воспитанию детей. У них на занятиях рассматриваются аспекты и традиционные – культурные еврейские и просто бытовые, психологические, - рассказал Реувен. - А мужчины должны учиться по Торе. Ее писали в старые времена, но там всегда есть логическая цепочка, которая приводит к тому, что актуально сейчас. Тора разделена на 52 главы об истории народа. Каждую неделю мы изучаем новую и из исторических ситуаций извлекаем какую-то мораль».

Неудивительно, что люди здесь нередко находят друг друга и создают семьи. Только за последние 5 лет в нижегородской общине поставили 15 хуп. При этом к женщинам относятся особенно почтительно, поскольку они продолжают род и больше времени уделяют детям. Впрочем, смешанные браки заключать евреи тоже могут. Только в этом случае религиозный обряд не проводится.

В нижегородской синагоге действует Хабад, который предусматривает открытый подход к людям. Поэтому прийти сюда могут не только евреи. Каждый год в Ночь музеев этой возможностью пользуются около 500 человек. Для них организуют экскурсии, беседы с раввином, рассказывают о культуре и традициях, разрушают стереотипы.

Помимо молельного зала, клубов и столовой в синагоге есть музей еврейской истории и благотворительный фонд, который помогает одиноким пожилым людям и многодетным семьям в трудном финансовом положении. Пожертвования являются неотъемлемой частью жизни евреев. Обычаи предписывают им отдавать десятую часть от своих доходов тем, кто в этом нуждается больше всего. Поэтому около входа можно увидеть «Цдаку» (с иврита это слово переводится как «справедливость»).

По словам Реувена, каждый соблюдающий еврей должен ежедневно бросать монетку в эту цдаку. Деньги не обязательно отдавать именно в еврейский фонд, можно помогать и животным.

«Философия такая: все, что у нас есть – не только наше. Мы молодцы, что заработали, старались, трудились. Но все благодаря всевышнему. Он это нам дает и решает, сколько у нас будет зарплата, какой у нас будет год, - пояснил герой. - И когда мы отдаем десятину, мы показываем, что признаем это. Всевышний хочет, чтобы мы помогали друг другу. Поэтому мы отдаем десятину в помощь нуждающимся. Это заложено в еврейской культуре».

Благотворительность – обязанность каждого еврея
Благотворительность – обязанность каждого еврея
Фото: Мария Материкова

А еще евреям свойственна семейственность. Они крайне редко разводятся и бросают детей, зато уделяют много внимания воспитанию и образованию новых поколений. Даже Тора предписывает, сколько времени (как минимум) отец должен уделять своему ребенку. Не случайно появился стереотип, что большинство евреев – ученые, музыканты и врачи.

«Среди известных музыкантов действительно много евреев, и среди главврачей в Нижнем тоже. Это скорее стереотип, который подтверждается. Так сложилось, что для евреев испокон веков важно воспитание детей. Нужно как можно больше вложить в ребенка, чтобы он был образованным, интеллигентным, развивался всесторонне. Это присутствует в каждой еврейской семье. Возможно, из-за этого многие евреи достигают каких-то научных или музыкальных высот, - предположил Реувен. - Есть даже такая шутка среди евреев, что молодые родители знают, кем станет их ребенок, еще до того, как он начинает говорить. Это и отличает нас от других народов».

Между прочим, в Нижнем Новгороде даже есть еврейские школа и садик. Они находятся рядом со стадионом «Локомотив». Там тоже своеобразный центр притяжения. В еврейской школе учиться престижно –  людей меньше, больше внимания к каждому ребенку, рассказывают о народных традициях. И уровень образования достойный, многие выпускники поступают в хорошие вузы, олимпиады выигрывают. Иногда даже обрусевшие родители приобщаются к еврейской культуре через своих детей, отдавая их в такие учреждения.

Путь к истокам

Пока у других нижегородских народностей отмечается тренд к «обрусению», евреи словно встречают меньшее сопротивление со стороны молодежи. И как специалист по работе с детьми и подростками, Реувен знает, в чем дело.

«Прививать детям народную культуру нужно через личный пример. Можно говорить ребенку, что он должен делать. Но если родители сами этого не придерживаются, то и он этого никогда делать не будет, - подчеркнул нижегородец. – Это видно даже по моей дочке. Рахель уже три года. Она уже начала говорить, многое понимает и часто повторяет за нами. Я и сам многое у родителей копирую. Поэтому, чем лучше личный пример, тем качественнее воспитание».

Наш герой признался, что сам стал соблюдающим евреем относительно недавно. Еще 7 лет назад он даже выглядел иначе. Однако теперь у их детей есть шанс перенимать обычаи с первых дней жизни. Старшая дочка Реувена уже ходит в еврейский детский сад, а младшей всего 4 месяца. Девочки живут в доме с мезузой у двери (это футляр с частью свитка из Торы – оберега и символа того, что здесь живут евреи), Торой и Талмудом в книжном шкафу. На Песах их родители едят мацу (пресный хлеб), в Шаббат приглашают друзей на красивую трапезу с фаршированной рыбой, а в осенний Новый год макают яблоки в мед, чтобы год удался. Наверняка эти традиции малышки сохранят, даже когда повзрослеют.

Книги – неотъемлемая часть еврейского дома и главный хранитель истории народа
Книги – неотъемлемая часть еврейского дома и главный хранитель истории народа
Фото: vk.com/jewishnizhny

Однако многие молодые ребята в Нижнем Новгороде знают о своем происхождении только из-за говорящей фамилии или родственников, но сами не понимают сути народности. Познакомиться с еврейской культурой и узнать больше о традициях им помогают в молодежном клубе синагоги.

«Мы делаем все, чтобы они могли интегрироваться в жизнь общины, понять, что такое быть евреем, знакомиться друг с другом на почве общих интересов. Есть клуб и программа для подростков. Дети приходят не только из еврейской школы, но и городских лицеев», - поделился опытом Реувен.

Кроме того, в Нижнем Новгороде часто проходят события, куда приглашают разные конфессии и народные общины. По их участникам и зрителям можно заметить, что скрывать свою народность уже никто не пытается. Уровень толерантности достаточно высокий.

«Сейчас поколение такое, которому любопытно узнать, как живут разные люди в нашем городе. Есть тренд у россиян на интерес к разным культурам, в том числе еврейской. Все учат иврит, интересуются кошерной кухней, еврейскими блюдами», - заметил Реувен.

Народы в Нижнем Новгороде живут дружно, им комфортно находиться на одной территории. А разнообразие культур создает неповторимый образ столицы Приволжья, который покоряет как местных жителей, так и гостей города.

Exit mobile version