Вспоминая князя Владимира
Через несколько недель в России будут отмечать тысячелетиепреставления князя Владимира — Крестителя Руси. Одного из немногих нынеисторических деятелей, практически бесспорно являющегося героем сразу для трехстран — России, Украины и Беларуси. Общим героем. Каждая страна считает егосвоим, каждая будет отмечать день его памяти. Это, пожалуй, и объединяет их досих пор. Как многочисленных потомков порой, помимо их воли и сознания, связываетимя далёкого родоначальника.Историческая генетикаГенетика — сложная штука. Учёные до сих разбираются вмеханизме генной памяти и переносе информации, и работы в этом направлении ещёнепочатый край. Считается, однако, установленным, что генетическая память —реальность, что каким-то образом определённые черты родителей, их особенности,биологические и психические, их способности и даже болезни передаются понаследству детям, потом, в новой комбинации, — внукам, правнукам и так далее. Впоследнее время высказываются гипотезы, что на генном уровне программируютсядаже стержневые линии или ключевые моменты жизни поколений, формируяповеденческие стереотипы и передаваясь от старшего поколения к младшему.Видимо, скоро стоит ждать появления новой научной дисциплины — историческойгенетики.На эмпирическом уровне уже не раз и не два делались вполнеобоснованные наблюдения о схожести исторического развития некоторых стран инародов, сознательно или бессознательно перенимающих друг у другамировоззренческие шаблоны и стереотипы поведения. В этом смысле принятие княземВладимиром христианства в его византийском изводе есть, с одной стороны, разрыводних шаблонов и стереотипов, а с другой — принятие и введение новых,определивших и до сих пор определяющих судьбу страны.Простой пример, один из многих. В VIII веке Византии, как иРоссии, довелось пережить гражданскую войну, и, как и в России, эта война быласвязана с тяжелейшим идеологическим и религиозным расколом. Император Лев IIIИсавр, герой, победитель арабов, начал борьбу против Церкви, известную какдвижение иконоборчества. Иконоборчество принесло Византии много горя и бед, но,в конце концов, было преодолено Церковью и традиционным никейскимхристианством. Империя вышла из этого периода не без потерь, но укрепленная иобновлённая, готовая к новым свершениям.«Париж стоит мессы!»Ничего не напоминает? Похоже, крещением из Константинополякнязь Владимир связал Русь с Византией не только исторически, но и генетически.Уж очень напоминают отдельные зигзаги русской истории повороты судьбы Византии.И отношения между Церковью и властью. И межнациональные отношения внутриимперии. И отношение к восточным соседям — степным и исламским. И отношение кЗападу: это всё как будто оттуда, из Византии, передалось Руси и России понаследству. Как наследие Рима передалось, вольно или невольно, Западной Европеи их законным правопреемникам — США.А ведь ничто изначально не предвещало подобного исхода, икнязь Владимир, начавший свою политическую деятельность с мятежа и братоубийства,отнюдь не горел желанием принять христианство — ни из Рима, ни из Византии. Онизначально выступал ставленником «неоязыческой партии», он пришел в Киев ссевера, с язычниками — новгородцами и варягами. Пришел, победил, воссел напрестоле — и затеял насаждение культа Перуна и реинкарнацию неоязычества. Ностолкнулся с таким сопротивлением киевлян, что вскоре понял: ему не удержатьсяс прежней партией и на прежней идеологии. И, как Генрих Наваррский, 600 летспустя произнесший своё сакраментальное «Париж стоит мессы», решил добитьсясимпатии горожан, сменив религию. Не князь навязал городу веру. А город —князю. Без понимания этого обстоятельства о князе Владимире и истории Россиибудет формироваться искажённое представление.Выбор народаОчень трудно идти против народа, когда народ сделал свойвыбор. А во времена Владимира в Киеве было уже много христиан, в том числе исреди знати. Да сама бабка князя Владимира княгиня Ольга приняла христианство.Осмотревшись и правильно оценив ситуацию, Владимир принял выбор большинстваактивных думающих киевлян, людей, устремлённых в будущее, осведомлённых омеждународной обстановке и культурных нюансах тогдашнего мира, знающих,например, что византийские просветители Кирилл и Мефодий уже перевелибогословские и богослужебные тексты на славянские языки, а римский папа ИоаннXIII, напротив, в 967 году запретил богослужение на «русском или славянскомязыке».Киев был большим торговым городом, киевляне неплохо зналиокружающий мир и делали осознанный выбор. Сначала личный, только за себя,который впоследствии, волею судеб и Божьим попущением, трансформировался висторический выбор целой страны. Обоснованный не только политическими иэкономическими интересами, которые, конечно же, имели место быть, но ифакторами этнической комплементарности и естественного стремления к истине икрасоте. Византийская версия христианства удовлетворяла на тот момент этимстремлениям больше всего.Гений князя Владимира был не столько в том, что он повёл засобой народ по новому пути, сколько в том, что правитель почуял глубинноеустремление народа, уже зародившееся до него, и вместо того, чтобы менять его,изменился сам. Он сумел понять, где историческая перспектива, он поставилпаруса русской истории под ветер времени. Те, кто пытался противостоять этомуветру, как прибалтийские племена славян-язычников, были им сметены и забыты. Акорабль, пущенный в плавание князем Владимиром, несмотря на многочисленные бурии грозы, до сих пор на плаву, следуя своим собственным курсом.Из выступлений участников круглого стола «власть и вера» внижнем новгороде:Князь Владимир — один из главных созидателей Святой Руси.Святая Русь — это животворящая идея, которая позволила нашему народусуществовать на протяжении огромного периода.Митрополит Нижегородский и Арзамасский ГеоргийКнязь явил собой сплав прежнего типа князя — предводителядружины — с государственным деятелем, с тем государственным началом, которое…подчиняло в князе тот «дружинный» тип предводителя, который он, конечно, носилв себе.Проректор по воспитательной работе Нижегородскогогосуниверситета имени Лобачевского Андрей КузнецовРусь почти пошла по западному христианскому пути при братекнязя Владимира Ярополке, и то, что в гражданской войне победил именно князьВладимир, предопределило выбор в пользу Византии… Принятие христианства изВизантии, с одной стороны, объединяло Русь, тем более что христиан было ужедовольно много, с другой стороны, Византия была довольно серьёзным союзником, ктому же союзником достаточно далёким и безопасным.Завкафедрой церковной истории Нижегородской духовнойсеминарии Даниил СемикоповВойдя в орбиту византийской культуры… князь Владимирподключился к альтернативному Западу. Византия — это Восточная Римская империя,и здесь очень важно было понимание мощной преемственности античнойгуманистической цивилизации, цивилизации высокой культуры… Если западные нашипартнёры акцентируют своё внимание на римском наследии, на могуществе военном,то наша культура акцентируется на высоких эллинских образцах, на философии, нариторике, на культуре искусства…Доцент кафедры истории, религии и культуры историческогофакультета Нижегородского госуниверситета имени Лобачевского Фёдор ДорофеевКнязь Владимир стоит у истоков церковной Руси, которая даланачало новым мирам… Он не пытался при помощи грубой силы навязать глубокиймировоззренческий выбор своему народу. Но волю он проявил, и эта волясформировала исторический путь России.Председатель Отдела Московского Патриархата повзаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин