Выкса после прививки стрит-арта
Город с населением чуть более 50 тысяч человек, известный повсей России, – это Выкса. Популярность ей принёс «Арт-Овраг» – фестивальсовременной городской культуры. И это феномен, который сейчас пытаютсяосмыслить и философы, и социологи. И главный вопрос, который при этом звучит:может ли быть успешным проект, который прививается городу извне?На плотах – по прудуУлицы Выксы – чистые, с ровными газонами, обилием социальнойрекламы на билбордах. Но не хипстерские, конечно. Хороший провинциальный город– без малейшего намёка на концептуальность, которую так любят поклонникисовременного искусства и под которой каждый понимает что-то своё.Едешь по ним и недоумеваешь: а точно «Арт-Овраг» здесь?Вроде обстановка не располагает…А потом оказываешься на площади Металлургов – в главнойточке проведения фестиваля. Там люди ходят на ходулях. Лежат на сене. Изгвоздей и палок делают агрегат, смутно напоминающий автомобиль, но, возможно,это тележка. Варят лимонад, привлекая к процессу всех желающих.– Слушайте, а вы на плоты ходили? Нет? Да вы что, идитесрочно на плоты, там так интересно! Мы по очереди на всех уже накатались, – этомне говорит волонтёр информационного центра и нескучным голосом объясняет планрасположения шатров и точек активности, включаясь в процесс моего познанияВыксы.Иду на плоты. Краем глаза замечаю, как на фоне символа«Арт-Оврага» фотографируется мужчина лет семидесяти. Тоже вполне обычнойнаружности, ничуть не «вечный хипстер» с крашенной в зелёный цвет бородой(такие тоже сюда приезжают, кстати). Фотографируется по стойке «смирно» рядом свполне себе концептуальностью.Плоты шикарны. Очень разные, они катают людей поВерхневыксунскому пруду и в ливень, и под редкими лучами холодного летнегосолнца. Один из плотов (надо же понимать, что каждый плот – это арт-объект)создал француз Жан-Филипп Пуаре-Виль, ещё один – известный российский художникЛеонид Тишков, ещё один – жительница Выксы Екатерина Кулёва.Горожанам меняют мышлениеТочка современного летоисчисления Выксы – это пожары 2010года. Здесь все так и говорят: «Это ещё до пожаров было» или «Это уже послепожаров построили». Никто не уточняет, каких пожаров – слишком сильно онипрошлись по линиям судеб тысяч выксунцев.Через год после пожаров случился первый «Арт-Овраг» – совсеми его необычными скульп-турами, битвами поклонников экстремальных видовспорта и граффити на стенах домов.Выксунцы отнеслись к «Оврагу» с настороженным любопытством.Потом случился второй «Овраг». Потом – третий, четвёртый…На вопрос «Зачем?» Ирина Седых, председатель попечительскогосовета фонда «ОМК-участие», отвечает:– Потому что Выкса – достаточно благополучный город. Заводработает, зарплаты на уровне. И по законам жанра там, где всё благополучно, ноне хватает места для выражения эмоций, появляются соблазны. В первую очередь –для молодёжи. Алкоголь, наркотики… Чтобы этого не произошло в Выксе, мы иинициировали «Арт-Овраг».– Традиционно считается, что жизнь в моногородах можноизменить, улучшая экономику градообразующего предприятия, – говорит СтаниславМурунов, куратор мастерской прикладной урбанистики, – но мы понимаем: главное –мышление. А изменить мышление возможно только через переживания. Человек должениспытать новые чувства, эмоции, переосмыслить их – и только тогда что-тоизменится в его мышлении. Так вот, мы несколько лет исследуем жизнь Выксы. Исегодня у горожан уже появился запрос на нечто новое-странное. На что-то, чегоони никогда не видели. И это результат «Арт-Оврага».Участниками «Арт-Оврага – 2017» стали около 10 тысяччеловек.Народники XXI векаСтанислав рассказывает байку о том, как одному из сибирскихмоногородов выделили колоссальные средства на развитие. Муниципалитет на всеэти деньги закатал городскую набережную в гранит. В ответ на вопрос: «Анасколько после этого снизился отток молодёжи из города?» – муниципалитетпохлопал глазами и сказал: «А что, надо было вот эту задачу решать?»– Мы могли бы создать в Выксе нечто совсем концептуальное, –подводит черту Антон Кочуркин, главный куратор фестиваля «Арт-Овраг». – Но чтотолку? Наша цель – включить в фестивальную деятельность жителей, показать импланку – высокую, но достижимую. Чтобы они не только увидели, что это такое –городская культура, но и не чувствовали себя в ней неким инородным телом.Они, конечно, миссионеры. Эдакие народники XXI века. Правда,у народников рубежа XIX – XX веков с просвещением не сложилось, но «арт-овражцы»умеют учитывать ошибки прошлого. К жителям Выксы (невзирая на то, что уорганизаторов фестиваля нет-нет да и проскальзывают нотки покровительственногомиссионерства) относятся с уважением, учитывая все их интересы и традиции.– У нас, кстати, многое изменилось в городе за времяпроведения «Арт-Оврагов», – говорит Оксана Габдрахимова, заместитель главыадминистрации Выксы. – Сформировалось новое сообщество дружбы: люди самисобираются, сажают деревья, устанавливают лавочки, причём общаться они началимежду собой именно на «Арт-Овраге». Что называется, нашли родственные души.Сами жители говорят, что современное искусство им нравитсяне во всех его проявлениях и далеко не все парковые скульптуры они готовыпринять на ура. Но зато им очень нравится, что в Выксе происходит нечто такое,что делает её знаменитой на всю Россию. И что наличие в городе «Арт-Оврага»однозначно лучше его отсутствия.Шуховская башня на заводеЧто дальше? Кажется, ответ на этот вопрос – в цехахВыксунского металлургического завода.Во-первых, именно на предприятии ОМК торжественно открыласьсамая большая в мире настенная роспись. Главный редактор Книги рекордов Россиии Книги рекордов Европы Алексей Свистунов торжественно вручил сертификатынационального и европейского достижений губернатору Нижегородской областиВалерию Шанцеву и председателю правления Объединённой металлургической компанииАнатолию Седых.Во-вторых, Выксунский металлургический завод сам по себеможет стать арт-объектом. Самая масштабная рос-пись (о процессе её создания мыуже рассказывали) находится на стене режимного предприятия – просто так, сулицы, не войдёшь. Но её автор, художник Миша Most, нашёл видовую точку запериметром предприятия, с которой стену очень хорошо видно. И предлагаетоборудовать смотровую площадку.В‑третьих, ВМЗ – это не только современное производствожелезнодорожных колёс, но и генератор сильнейшего восторга.На территории завода, например, есть своя Шуховская башня.Она уже не используется по назначению, но стоит как объект культурногонаследия. А в одном из цехов по-прежнему работают две мартеновские печи. Да, уних невысокий КПД. У них не самые лучшие показатели экологической безопасности.Труд оператора на них – тяжёлый. Но ведь именно возле таких «мартеновских печейне смыкала наша родина очей». Они точно такой же ценный арт-объект, какдеревянное зодчество. Поэтому печи пока не разбирают.Более того, в ОМК есть планы активно развиватьиндустриальный туризм. И, пожалуй, экскурсии на действующее производствочудесно закольцуют традиционное искусство, стрит-арт и индустриальный уклонВыксы. И городу вполне по силам создать уникальное для России единоепространство культуры.