Взлёт и падение Олега Сорокина. Бывшему нижегородскому мэру огласили приговор
Газета "Нижегородская правда" №18 от 13.03.2019
Подписка на газетуВ Нижнем Новгороде завершился самый громкий судебный процесс последнего времени, за которым следил весь регион: оглашён приговор бывшему зампредседателя Законодательного собрания Нижегородской области и экс-мэру Нижнего Новгорода Олегу Сорокину и бывшим сотрудникам полиции Евгению Воронину и Роману Маркееву. Суд признал их виновными в особо тяжких преступлениях и назначил им сроки в колонии строгого режима. Однако точка в этом деле ещё не поставлена.
Приговор с аншлагом
Громкий процесс в Нижегородском районном суде начался 26 ноября прошлого года. До оглашения приговора прошло 40 заседаний. С 1 февраля они были ежедневными. Сначала процесс вызвал ажиотаж, но постепенно слушателей в зале становилось всё меньше. Все ждали приговора, и в день его оглашения в суде случился настоящий аншлаг. У рамки металлоискателя на входе образовалась толпа, несколько судебных приставов уже с ручными металлоискателями смотрели содержимое сумок, и прошедшие досмотр быстро поднимались на второй этаж, чтобы встать ближе к закрытой пока двери, иначе в зале могло просто не хватить места.
Первую скамейку приставы просили не занимать, а на второй, как это уже сложилось за время процесса, разместились родственники Олега Сорокина. Среди них отец бизнесмена и политика и его сестра, одетая во всё чёрное. Жены Олега Валентиновича Элады Нагорной в зале не было. Напомним, после возбуждения в отношении Сорокина уголовного дела в декабре 2017 года она с двумя сыновьями и дочкой уехала во Францию. В зале, однако, присутствовала её мать и тёща Олега Сорокина Елена Нагорная, в своё время на заседаниях по продлению срока ареста зятю предлагавшая, напомним, 50 миллионов рублей, чтобы Олега Валентиновича отпустили под залог. Одета она была просто, из толпы не выделялась. Сидела отдельно от сестры и отца Сорокина.
На оглашение приговора пришли сотрудники компании «Столица Нижний», родственники и друзья Евгения Воронина и Романа Маркеева. Журналисты также сразу обратили внимание на присутствие Михаила Дикина, проходившего свидетелем по делу. Он не проявлял никаких эмоций, хотя ситуация была необычная: именно в этом зале тогда областного суда (сейчас в этом здании Нижегородский районный суд) в 2006 году ему и брату Александру вынесли приговор: за организацию покушения на Олега Сорокина. Они своей вины не признали, но получили 16 и 15 лет строгого режима.
Спустя 13 лет место на скамье подсудимых занял сам Сорокин.
Эхо прошлого
Оглашение приговора началось с задержкой на полчаса. К этому времени гул в зале стих, повисла напряжённая тишина. Потерпевшего по эпизоду с похищением Александра Новосёлова не было. Адвокат Татьяна Серебряная пояснила журналистам, что это вызвано соображениями о его безопасности.
Первую часть приговора, по эпизоду с похищением Александра Новосёлова 27 апреля 2004 года, судья зачитывала около двух часов. Суд счёл доказанным, что Евгений Воронин, занимавший должность начальника отдела, и его на тот момент подчинённый Роман Маркеев «действовали совместно и согласованно». Воронин, как следует из приговора, получил добро на проведение оперативного эксперимента с участием Александра Новосёлова, так как ввёл своё руководство в заблуждение относительно деталей.
На самом деле Роман Маркеев и другие участники событий, личности которых не установлены, выследили Новосёлова, следуя за маршруткой, на которой он в тот день ехал, на «Мерседесе», предоставленном Олегом Сорокиным. На площади Свободы насильно, несколько раз ударив, Новосёлова усадили в иномарку и вывезли в лес в Балахнинском районе, где уже при участии Олега Сорокина избиение и угрозы, в том числе отрубить ему ногу топором, продолжились. В результате Новосёлов, по его словам, написал показания на братьев Дикиных, какие от него требовали.
Также около двух часов зачитывалась часть приговора по эпизоду о взятке, которую, по выводам суда, Олег Сорокин получил в 2012 году, будучи мэром Нижнего Новгорода. По подозрению в коррупционном преступлении, напомним, его и задержали в декабре 2017-го, а затем уже было предъявлено обвинение в похищении человека. Как следует из приговора, у предпринимателя Мансура Садекова имелась в Нижнем Новгороде сеть автозаправок, в 2011 году он её продал, но затем решил вновь начать в городе бизнес.
Чтобы заручиться покровительством тогдашнего главы города Олега Сорокина, Садеков решил оказать ему услугу. В это время компания «Инградстрой», в коммерческой деятельности которой, как говорится в приговоре, был заинтересован Сорокин, выиграла аукцион на право аренды 14 участков земли, которые шли одним лотом, в Советском районе Нижнего Новгорода, в Кузнечихе. Однако результаты аукциона оспорило ЗАО «Вектрон», что Олегу Сорокину было совершенно не на руку. По заключению суда, по его просьбе Мансур Садеков передал представителям «Вектрона» из личных средств миллион долларов, что суд квалифицировал как взятку.
Дело на миллионы
Олег Сорокин слушал приговор, не выражая эмоций. Евгений Воронин ходил из стороны в сторону, Роман Маркеев стоял, прислонившись к стене. Уже после оглашения части текста приговора по первому эпизоду стало понятно, что вердикт будет обвинительным.
Воронина и Маркеева признали виновными в похищении человека с применением насилия, опасного для здоровья, и превышении должностных полномочий, Сорокина – в пособничестве при совершении этих преступлений и получении взятки. Новосёлову они должны выплатить компенсацию морального вреда в 2,1 миллиона рублей.
Когда судья закончила оглашение, из зала раздались выкрики: «Держись, Олег, мы с тобой!», «Свободу Сорокину!»
Защита подсудимых назвала приговор незаконным. Адвокат Олега Сорокина Дмитрий Кравченко заявил, что защита была ограничена во всех правах, суд не позволил допросить 50 свидетелей и исследовать 95 процентов доказательств. Суд, по мнению адвоката, был заинтересован только в том, чтобы уложиться в сроки: 27 апреля истекает срок давности по эпизоду с похищением Новосёлова.
В свою очередь, Михаил Дикин заявил журналистам, что подсудимые, по его мнению, «получили своё наказание».
«Все знают, что дело в отношении меня и брата было сфабриковано Ворониным. Сорокин это оплачивал», – заявил Дикин.
– Мы будем добиваться отмены нашего приговора всеми законными способами.
Ранее Дикин заявлял, что Сорокин якобы инсценировал покушение на себя, чтобы убрать его с дороги: они были совладельцами площадки бывшего завода «Старт», но не смогли договориться. Олег Сорокин построил на этой территории первый в Нижнем Новгороде торговый центр «Этажи», с чего и началось его восхождение как невероятно удачливого бизнесмена и политика…
Адвокаты Олега Сорокина и двух других подсудимых намерены обжаловать приговор.
Вынос Сорокин получил 10 лет строгого режима со штрафом 460 миллионов рублей, в счёт выплаты которого у него арестовали имущество, Воронин – 5,5 года колонии, Маркеев – 5 лет.