Жизнь и смерть господина Мольера
«Смотрели ли вы «Тартюфа», и если да, то сколько раз? Этафраза на допросах вводила в дрожь современников Короля Солнце. Последнемудесятилетию жизни автора «Тартюфа» Мольера посвятил свою пьесу «Кабала святош»Михаил Булгаков. Спектакль в постановке главного режиссера ТЮЗа ВиктораШраймана рассказал зрителям о предательстве, непонимании, одиночестве ибессмысленности противостояния Художника и власти. Немного истории Спектакль режиссер посвятил памяти Юрия Любимова. «Кабаласвятош» была закончена зимой 1929 года. Тогда пьесы Булгакова были запрещены,его не брали на работу. Он написал Сталину просьбу выслать его из СССР. Сталинпозвонил ему через несколько дней после самоубийства Маяковского: «Мы вам такнадоели?» Булгакова взяли на работу во МХАТ, пьесу приняли к постановке, новышла она только через шесть лет. После семи показов спектакль сняли, а в«Правде» вышла разгромная статья. Театр в театре Шум за кулисами. На спектакле Мольера присутствует самЛюдовик XIV. Труппа взволнована. Король аплодирует, а Мольер блестящимстихотворным экспромтом увеличивает свой триумф. Юная возлюбленная МольераАманда соглашается стать его женой, ждет ребенка, мир прекрасен… Толькодраматург не знает, что женился на собственной дочери. Беды начинают егопреследовать. Декорацией спектакля служит сцена на сцене. То это закулисье театра,то зал, где король смотрит спектакль, то приемная короля, уставленная вазамироз, отражающимися в зеркалах, то дом Мольера. Герои преображаются с ходомвремени. Людовик сменяет небесно-голубой богатый костюм и чрезмернуюизнеженность на простенькое одеяние и жесткий тон, приставшие мелкому судебномуисполнителю. Аманда превращается из воздушной восторженной блондинки всдержанную брюнетку. А сам Мольер, сняв шутовской рыжий парик, оборачиваетсяутомленным жизнью измученным стариком. Великолепна сцена с королем, в которой он ловит не толькокаждое слово государя, но и маленький кусочек курицы с королевской тарелки. Ноникакое лизоблюдство не спасает его от сурового приговора: «Только с тем, чтобываша труппа не умерла с голоду, разрешаю играть ваши смешные комедии, но ничегоболее». Власть и церковь железной рукой душат драматурга. Эффектноподано заседание «Кабалы» – мрачные фигуры в плащах и чумных масках, мерноепадение капель, сумасшедший в белых пеленах, распятый на кресте. Сценасменяется, и под величественные звуки органа в соборе с витражом в вышинедопрос ведет всеведающий архиепископ. Корифеи Спектакль стал подарком для давних поклонников ТЮЗа. В нем занята почти вся труппа, но поведать зрителямстоль серьезную тему режиссер доверил самым заслуженным актерам. Народныйартист Леонид Ремнев в роли Мольера противоречив, изменчив и многогранен.Каждая сцена с ним – как жемчужина на нитке бус его возлюбленной, яркие поотдельности, вместе они создают правдивый и трагичный образ, к которому нельзяостаться равнодушным. Слуга Жан (Анатолий Чухнов), великолепно сделанныйперсонаж, противопоставление Мольеру, напоминание о том, что самые близкие друзьяникогда не предадут, но могут быть не поняты. Архиепископ (АлександрБарковский) за внешней холодностью скрывает вулканическую страсть и преданностьцеркви. Фанатик или хитрец – решать зрителю. В Людовике (Владимир Берегов)всего чуточку слишком. Довольно странная трактовка любвеобильного государя.Впрочем, во втором действии он, как и все персонажи, радикально меняется.Каждое слово его – еще один камень на сердце Художника. Бесконечная полнотавласти – что может быть разрушительней для подданных?