Что такое синдром отличника и как его победить
Газета "Нижегородская правда" №52 от 06.09.23
Подписка на газетуБыть лучшим на работе и в личной жизни – не самое плохое стремление, которое у многих закладывается именно в школе. Но перфекционизм всегда и во всём может принести больше вреда, чем пользы. Разбираемся в тонкостях возникновения и преодоления синдрома отличника вместе с экспертами.
Медальный зачёт
Школу я окончила с золотой медалью. Эта медаль была заветной мечтой моей бабушки.
Помню как в 8‑м классе мне замаячила четвёрка в четверти по химии. Я тогда провалялась в больнице и не успела нагнать программу. Дома у меня случилась истерика. Я рыдала так, будто моя жизнь кончится вместе с этой четвёркой.
Но со временем это не прошло – со школьной поры я всё время нахожусь в тревоге сделать что-то на четвёрку. Ищу одобрения, похвалы, «золотой медали» за учёбу, работу и даже за своё родительство.
Подруга Ира, тоже отличница со стажем, никак не может переехать в новую квартиру после ремонта. Она бесконечно устраняет недоделки, нанимает новых рабочих и продолжает жить и платить за съёмную квартиру. Ей хочется, чтобы всё было идеально, на компромисс пойти она не готова.
«Быть мной – тяжкий труд, – смеётся Ира. – Я всегда чем-то недовольна, и это на самом деле мешает мне наслаждаться жизнью. Я много работаю, мало сплю, вешаю на стену дипломы о повышении квалификации и всё равно собой недовольна».
Перфекционизм Игоря едва не разрушил его семью.
«Я был лучшим в классе, лучшим на курсе в институте, а когда пошёл работать, оказалось, что таких отличников там и без меня хватает, – рассказал Игорь. – Я работал сверхурочно, не отказался ни от одной командировки, желая получить похвалу от начальства. И ведь дело было даже не в деньгах! Когда жена собрала чемодан, я был в шоке. Я же всё ради семьи! В итоге я поумерил свой пыл. Я хорошо делаю свою работу, но когда коллеги перевыполняют план, я буквально чувствую физическую боль от того, что этот коллега не я».
Стремление к перфекционизму, жажда получить одобрение окружающих, гиперответственность – всё это грани синдрома отличника. Он характерен не только для тех, кто учится в школе или в университете. Устойчивый синдром может серьёзно отравить жизнь и взрослому человеку.
Недостижимый идеал
Хотя в психологии как такового понятия «синдром отличника» не существует. По сути это народное название синдрома перфекционизма. В исследовании 2022 года канадские клинические психологи Гордон Флейт и Пол Хьюитт выделили три типа перфекционизма: ориентированный на себя, ориентированный на других и социально предписанный.
Пять признаков синдрома отличника:
– чрезмерная зависимость от оценки окружающих;
– боязнь сделать ошибку и преувеличение последствий уже совершённой ошибки;
– стремление всё доводить до идеала;
- гиперответственность;
– неумение радоваться своим победам и восприятие чужих побед как собственного провала.
Перфекционисты, ориентированные на себя, устанавливают недостижимые планки для самих себя, не терпят ошибок. Те перфекционисты, которые ориентированы на других, требуют соблюдения определённых стандартов от окружающих. Социально предписанный перфекционизм предполагает мысли о том, что другие ожидают от тебя невозможного и нужно во что бы то ни стало соответствовать их требованиям, чтобы получить одобрение.
Так вот синдром отличника – это в большей степени социально предписанный перфекционизм.
«Несмотря на медицинский оттенок в названии, синдром отличника – это не заболевание, а сочетание нескольких психологических особенностей личности, – говорит психолог Анна Митрофанова. – В частности, это стремление всегда и во всём добиваться успеха и получать одобрение от окружающих людей, ощущение своей неполноценности из-за малейшей ошибки, нерациональное распределение сил и времени при выполнении заданий».
Откуда же этот синдром возникает?
Причин появления синдрома отличника может быть несколько и все они родом из детства.
«Одна из них – нестабильные детско-родительские отношения: слишком много требований к ребëнку, выражение любви к ребëнку только на фоне его успехов в учёбе, спорте, отсутствие внимания и много наказаний, из-за которых ребенок всеми силами старается заслужить доброе отношение к себе», – пояснила психолог Анна Митрофанова.
Синдром отличника, по словам специалиста, может сформироваться в подростковом возрасте на фоне неудач в школе или личной жизни, когда подросток решает стать идеальным, чтобы доказать всем свою значимость. Своë влияние оказывают социальные сети и СМИ, культивируя образ всегда успешного человека, идеальной семьи, яркой и быстрой карьеры, безупречного внешнего вида.
Школьников в большинстве своём ругают за двойки и хвалят за пятёрки. Но кому-то ради пятёрок нужно пару лишних часов покорпеть над уроками, а кому-то не спать ночами. Эта привычка получить что-то любой ценой переносится во взрослую жизнь.
Будучи взрослыми люди с синдромом отличника стремятся несколько раз переделывать работу, тратят много времени даже на простое задание и боятся оценок со стороны руководства.
«В итоге теряется профессиональная компетентность и разумная, необходимая на рынке труда конкурентоспособность, – отметила психолог. – Нарушение социального взаимодействия из-за повышенных требований к окружающим приводит к сложностям и в рабочих, и в семейных, и в дружеских отношениях».
Если на фоне синдрома отличника развились тревожность, невроз, депрессия, то здесь может понадобиться помощь врача-психотерапевта.
«Важно понимать, что для исправления ситуации такому человеку нужна профессиональная психологическая и – в некоторых случаях – медицинская помощь, а также поддержка близких людей, — сказала Анна Митрофанова. – Тогда есть хорошие шансы найти гармоничные варианты организации своей жизни и проявить все свои лучшие качества».