Дожить до позора: почему некоторые писатели-фронтовики предали свою военную молодость
Газета "Новое дело" №19 от 20.05.2021
Подписка на газетуЭту тему, по понятным причинам, я не стал трогать в канун Дня Победы. Хотя она весьма актуальна. Речь идёт об умышленном искажении как роли нашей страны в разгроме нацистской Германии, так и самого праздника 9 Мая…
Самое гнусное заключается в том, что немалую роль в таком умалении сыграли вовсе не оголтелые антисоветчики или русофобы, а уважаемые… писатели-фронтовики (?!). Я их прямо назову – это Василь Быков, Булат Окуджава, Виктор Астафьев. С крушением Советского Союза они сразу вдруг стали радикальными антисоветчиками и хулителями Победы. Их почему-то не смущало то обстоятельство, что своей оголтелой критикой они фактически перечеркнули всё своё предыдущее творчество, благодаря которому они, собственно, получили известность. Перед нами целое явление, которому сложно найти аналоги!
Пляски на костях
Оговорюсь сразу – такие писатели-фронтовики являются больше исключением чем правилом: большинство из них до конца остались верными тем идеям, которые они защищали в годы Великой Отечественной войны. Ни Юрию Бондареву, ни Вячеславу Кондратьеву, ни Юлии Друниной, ни другим и в голову не пришло пинать своё военное прошлое. Да, не все из них боготворили ту власть, которая существовала в 40‑е годы в России (как, например, Вячеслав Кондратьев), однако политические оценки они давали всегда сдержанные и на редкость объективные, учитывая все сложности того непростого времени. А вот эти персонажи…
В начале 90‑х годов поэт Окуджава стал открыто насмехаться над любыми патриотическими идеалами, глумливо заявляя, что «патриотизм присущ только кошкам» (интересно, за что же он тогда воевал в годы войны?). Другие пошли ещё дальше. Вот одно примечательное высказывание писателя Быкова, ставшего под конец жизни ярым белорусским националистом:
«На военную тему я писал вовсе не потому, что меня так увлекала война или армия, я как раз всю жизнь её ненавидел – и ту, и другую. Но я видел там возможность, так сказать, некоторой реализации некоторых моих идей, в том числе, и главным образом, идей отрицающих…».
Вот так Быков высказался о собственном литературном творчестве, которое якобы было отрицанием советской действительности (?!). И ведь это говорил автор «Сотникова», «Обелиска», «Дожить до рассвета» и многих других ярких произведений, прославлявших подвиг нашего народа в военное лихолетье!
В 90‑е годы Василь Быков принял активное участие в деятельности белорусского националистического движения, выступавшего за выход БССР из состава Советского Союза и за создание самостийного белорусского государства на русофобской основе. После прихода к власти президента Александра Лукашенко Быков покинул Белоруссию и провёл несколько лет, как считается, в политической эмиграции – в Финляндии, Германии, Чехии. В ходе своих поездок он яростно обличал «кровавый режим Лукашенко», российскую армию, якобы «стирающую с лица земли города и сёла в Чечне». По мнению Быкова, объединение Белоруссии и России – гиблое дело, но совершенно другое, позитивное – это интеграция Белоруссии с Евросоюзом…
А вот куда занесло Виктора Астафьева. В 1991 году Виктор Петрович дал большое интервью журналу «Родина», где буквально измазал дерьмом Великую Отечественную войну, бессовестно оболгав всех её участников, которых «кровавые коммуняки» якобы чуть ли не силком гнали на убой. Под конец интервью он и вовсе призвал отдать родную ему Сибирь китайцам, которые её-де облагородят лучше «ленивых русских». А Москве пожелал во всём и всегда слушаться умных дядь с Запада…
Возникает вопрос: откуда же у них взялись такие антисоветские настроения?
Звёзды эпохи
Я здесь сразу исключаю якобы имевшиеся у них твёрдые и давние убеждения. Хотя не буду отрицать – не все фронтовики любили ту власть, которую они защищали в военное время. Оно и понятно, ведь сколько людей, столько и мнений. И самые идейные из таких фронтовиков нашли в себе мужество сказать об этом открыто ещё в советские времена – например, Виктор Некрасов, автор знаменитой повести «В окопах Сталинграда» (это произведение очень любил и ценил мой дед, сам участник той страшной битвы на Волге). Да, с этими людьми можно было не соглашаться, спорить, но при этом им надо отдать должное – они ясно и чётко высказали всё, что думали, за что и поплатились вынужденной эмиграцией из страны. Такая твёрдая гражданская позиция всегда вызывает уважение!
Но к нашим героям всё это не имеет ни малейшего отношения! Я никогда не поверю в идейный антисоветизм поэта Окуджавы, который многие годы был автором огромного числа военно-патриотических песен для советских кинофильмов – от героических «Офицеров» до детского «Кортика». Я не верю в антисоветизм Василя Быкова, многолетнего любимца ЦК компартии Белоруссии, имевшего звание народного писателя и Героя Социалистического Труда, кавалера ордена Ленина и ряда других высоких советских наград, полученных за литературное творчество. То же можно сказать и про Виктора Астафьева, лауреата сразу трёх Государственных советских премий….
В общем, перед нами люди, которые очень неплохо и с комфортом устроились при советской власти!
У меня лично есть только один ответ на заданный вопрос. Несмотря на проявленные этими людьми в годы войны мужество и, возможно, даже геройство, все они в мирное время оказались банальными приспособленцами. Так получилось, что в своих книгах и песнях они писали одно, а на поверку оказались совсем иными людьми, чем их литературные герои. В полной мере это как раз и выявило крушение советской власти.
Колебались вместе с генеральной линией
Они быстренько стали меняться вместе с властью, ловко ориентируясь в складывающейся конъюнктуре. Не зря подписи и Окуджавы, и Астафьева, и Быкова стоят под знаменитым письмом 42, «выдающихся деятелей российской культуры», которые осенью 1993 года призвали Ельцина расправиться с Верховным Советом, как «последним осколком проклятого коммунистического прошлого». Новая власть по достоинству оценила этот шаг, выделив литераторам немалые суммы на переиздания их трудов, удостоив их очередными премиями и государственными наградами, теперь уже от новой «демократической» России – словом, всё продолжалось так же, как и в старые добрые времена проклинаемой ими советской власти.
Мало того, некоторые из этих писателей возомнили себя литераторами мирового уровня! Тот же Василь Быков, как уже говорилось, отправился в длительное турне по Европе. Однако, как верно заметил один белорусский журналист, европейцы привечали Быкова вовсе не за достоинства его книг, понятные только советским читателям, а чисто из политических соображений – как именитого политического противника президента Лукашенко, не более того. А когда писателя стало подводить здоровье, западники к нему разом быстро охладели – ну кому нужен старый и больной политик? Так что умирать Быков – тихо и униженно – приехал в родную республику, где многократно ругаемый им президент Лукашенко тут же отдал распоряжение поместить писателя в лучшую онкологическую клинику Белоруссии…
У других фронтовых антисоветчиков их зарубежные походы за славой закончились ничуть не лучше. Так, во время перестройки известный политический перевёртыш и член Политбюро ЦК КПСС Александр Яковлев организовал визит некоторых советских писателей в Рим, на встречу с влиятельными на Западе издателями. По слухам, в ходе этой встречи нашим литераторам пообещали Нобелевскую премию. Но при следующих условиях – жёсткая критика советского строя, безусловная поддержка «общечеловеческих ценностей» и либерально-демократического движения России.
На это предложение сразу же клюнул писатель Виктор Астафьев, который после Рима быстро оказался в окружении президента России Ельцина. Однако явное предательство своей военной молодости и прежних идеалов так и не привело Астафьева к заветной премии.
Добившись уничтожения Советского Союза, Запад сразу же и надолго утратил к нашей стране интерес. И когда Астафьев в 1994 году издал свой роман «Прокляты и убиты», где фактически оплевал подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны, книгу в Нобелевском комитете даже не стали рассматривать. Говорят, что для Виктора Петровича это стало сильным ударом по самолюбию. Он буквально заперся в своей деревне под Красноярском и до самой смерти, за очень редким исключением, перестал общаться с внешним миром…
Мне кажется, что такой финал для него стал вполне закономерным!