Дворцовый переворот: как в СССР внедряли культуру в массы
Газета "Нижегородская правда" №79 от 20.10.2021
Подписка на газетуВ каждом крупном советском городе, районном центре, селе строили Дома культуры. С первых дней советская власть признавала значимость этих объектов. Ещё бы, ведь в них не только показывали спектакли, организовывали кружки для подрастающего поколения, но и вели мощную культурно-просветительскую работу – пропагандировали новую идеологию. В апреле 1922 года было решено усилить агитационную и пропагандистскую работу против буржуазной культуры. Возглавили её, конечно, рабочие клубы.
Центр жизни
Строительство Домов культуры было не менее важно, чем решение жилищных проблем или налаживание производств. Неслучайно уже к 10-летию Октябрьской социалистической революции в советских городах появляются первые Дома культуры. Построенные с размахом, преимущественно на городских площадях, они становились доминантой населённых пунктов.
Дворец имени Ленина в Канавинском районе – типичный образец, построенный в авангардном стиле по инициативе канавинцев.
Вот как описывали процесс строительства журналисты «Горьковской коммуны» в 1927 году:
«Месяц и 10 дней прошло с тех пор, как произведена закладка Дворца труда в Канавино. Прежде глухой и пустынный участок поля между садом 1 Мая и Ленинским посёлком теперь не узнать. Издали уже под нагромождённой оболочкой лесов, торчащих брёвен, балок и досчатых переходов можно отличить в этом огромном каменном скелете строящегося гиганта будущий театр, в центре с длинными колоннами, боковые два корпуса-аудитории для лекций и зала физкультуры».
Здание, построенное в рекордные сроки, – буквально за год, сразу стало центром жизни. На 11 тысячах квадратных метров работали кружки, секции, библиотека, студенческие залы. Зрительный зал был рассчитан на 1350 мест. Это в 90‑е здесь выступали рок-группы, а в 1933‑м, 1936‑м и 1942‑м тут перед трудящимися горьковчанами выступал председатель Верховного совета СССР Михаил Иванович Калинин.
Сормовскому пролетариату – в подарок
Буквально через пару лет, 1 мая 1930 года, откроется ещё один Дворец культуры. На этот раз в Сормовском районе – подарок сормовскому пролетариату.
«В октябрьские дни 1927 года немногие из сормовичей пошли на Дарьинское поле открывать свой будущий Дворец культуры, – писали в «Горьковской коммуне». – Да и не тянуло. В то время, 6 октября 1927 года, это поле представляло из себя сплошную пелену снега. Лишь в середине чернела тёмная яма».
Та яма и стала местом закладки первого кирпича. Так рядом с сосновым бором Дарьинского леса возвели ещё один очаг культуры. О главном предназначении Дворца культуры в областном печатном органе пишет президиум крайсовпрофа: «Рабочие Сормова, упорно боритесь с культурной отсталостью, превратите ваш Дворец в истинного могильщика невежества, темноты и отсталости; превратите его культурную деятельность в спутника борьбы социалистической революции».
Шлёт телеграмму сормовичам член Политбюро ЦК ВКП(б) Ян Рудзутак: «Искренне радуюсь вместе с вами за укрепление новой ступени на культурном фронте. Уверен, что новый Дворец культуры явится кузницей, в которой сормовские пролетарии будут выковывать стойких борцов за социализм».
В культурную революцию тут же включаются районы области. И вот уже Кулебаки рапортуют о том, что берут пример с сормовичей и закладывают свой Дворец культуры. В губернских новостях публикуется информация о том, как идёт возведение Дворца труда в Выксе.
«Строительство началось в мае. Земляные работы выполнены на 70%, бетонные – на 80%, кирпичная кладка – на 5%. Столярные работы – на 70%. В материалах перебоя нет… Здание Дворца труда предположено закончить вчерне и подвести под крышу в октябре», – сообщают районные корреспонденты.
Красный уголок и большая стройка
Там, где средств на строительство дворцов недостаточно, работают клубы, красные уголки, а те районы, которые не уделяют должного внимания культурной жизни подвергаются критике.
Под заголовком «Совсем не годится» выходит заметка о Первомайском районе.
«Здесь до сих пор нет культурного очага, где бы рабочий в часы отдыха мог с пользой для себя провести время. Имеющийся в настоящее время клуб совершенно не соответствует своему назначению. Он не имеет ни одной комнаты для кружковой работы…».
В другой публикации критикуют Растяпинский район, где деньги потратили на украшение сцены, вместо того чтобы направить их на укрепление фундамента и ремонт пола.
«Похоже на то, что зимой мы совсем останемся без всякой культработы», – пишет автор заметки.
О культмассовой работе клубов отчитываются металлисты. Прошедшее десятилетие они называют «Большой культурной стройкой».
«К десятилетию Октября нижегородские металлисты имеют 13 клубов, количество их из года в год растёт. Организация их идёт также и в деревнях, окружающих заводы и населённые рабочими металлистами… Большая работа ведётся и на предприятиях. Беспрерывно растущая сеть красных уголков в цехах (в 26 г. их было 82, в 27 г. – 108) говорит об их жизненности и нужности».
Следующий мощный этап культурного строительства пришёлся на 60‑е. Именно в этот период вводится в эксплуатацию Дворец культуры Горьковского автомобильного завода. История его строительства началась ещё в 30‑е и продолжалась в несколько этапов, во время Втором мировой войны возведение очага культуры пришлось прервать. Торжественное открытие совпало с 30-летием завода.
«Во Дворце более 500 помещений, они могут принять сразу пять тысяч человек. Тут имеется свой, оборудованный по последнему слову техники радиоузел…» – пишут журналисты «Горьковской правды».
А ещё восхищаются театральным залом с мягкими откидными креслами и механизированным занавесом, спортивным и танцевальными залами, театральными кафе и гостиными. Здесь работали кружки, секции, библиотека, читали лекции и устраивали кинопоказы. Одно из наиболее заметных событий – выставка неформальных художников в 1974 году. Следующая такая выставка уже состоялась в ДК «Невский» в Ленинграде.
Вторая жизнь
Практически каждый Дворец культуры, возведённый в советское время, имеет свою изюминку и богатейшую историю. Однако время нещадно. Перестройка и распад СССР негативно отразились на состоянии очагов культуры. Многие из них, особенно в сельской местности, оказались закрытыми. Часть помещений сдавали арендаторам, которые активно использовали пространства, но абсолютно не заботились о физическом состоянии зданий. Наглядный пример тому – ДК Ленина, Дом чекиста, в котором долгое время располагался Дом культуры ГУВД. Состояние этих объектов на данный момент удручающее, и потребуется немало сил и средств, чтобы вернуть этим зданиям былое величие. В 2020 году ДК Ленина – объект культурного наследия – передали на баланс области, на данный момент готов проект реконструкции. Горожане надеются, что здание обретёт новую жизнь.
К счастью, не все Дворцы культуры находятся в сложном положении. Так, всё в том же ДК «Красное Сормово» работает не менее десятка кружков, проходят концерты, новогодние представления, выпускные вечера. В ДК «ГАЗ» не обошлось без потерь – закрыт зал для кинопоказов, утрачены некоторые архитектурные элементы, зато прекрасно отремонтирован концертный зал, который активно используется по назначению.
Ежегодно в рамках нацпроекта «Культура» ведётся ремонт Домов культуры в районах области. В регионе уже отремонтировано 32 ДК, ещё в шести ремонт завершится до конца года. На два следующих года из федерального бюджета на ремонт сельских Домов культуры выделено больше 80 млн рублей.
Удивительно, но, несмотря на весь технический прогресс, для местных жителей и в городе, и в области, как и 100 лет тому назад, ДК – центр жизни. Разве что идеология поменялась.
Все о реализации национальных проектов в Нижегородской области — в разделе "Нацпроекты- людям"