Эксперт Наталья Халезова объяснила, почему нижегородцы доверяют мошенникам
Газета "Нижегородская правда" №18 от 26.03.25
Подписка на газету
На уловки аферистов попадаются люди разного возраста и разных профессий
Около 400 миллионов с начала этого года и свыше 5,3 миллиарда рублей за минувший год – столько перевели мошенникам жители одной только Нижегородской области. Большинство криминальных схем при этом хорошо известны, но люди продолжают попадаться в сети аферистов. Почему это происходит?
Маски-шоу
Вот лишь один из последних случаев. Нижегородке месяц звонили неизвестные, представлялись оператором сотовой связи, силовиком, менеджером банка. Убедили: кто-то пытается перевести её деньги в недружественную страну. Испугавшись, 56‑летняя жительница Ленинского района сняла 1,5 миллиона рублей, перевела через несколько банкоматов на якобы «безопасный» счёт.
«На следующий день злоумышленники убедили женщину совершить ещё семь денежных переводов на 1 490 000 рублей», – рассказали в пресс-службе ГУ МВД по региону.
Ещё через неделю нижегородка в срочном порядке продала иномарку за 1,6 млн рублей, а затем оформила кредит под залог квартиры более чем на 4,3 миллиона. В течение недели она перевела все деньги по реквизитам, которые ей диктовали по телефону, в итоге лишилась более 8 млн рублей.
В полиции возбудили уголовное дело о мошенничестве. Но вероятность того, что деньги удастся вернуть, не так велика. Как сообщил на пресс-конференции в Нижегородском областном информационном центре заместитель начальника 5‑го отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД по региону Олег Тарасов, раскрывается около 20% подобных дистанционных преступлений – в тех случаях, когда мошенники находятся на территории России. Основная же часть аферистов за пределами нашей страны. Деньги также зачастую выводятся за границу. Вернуть их оттуда невозможно.
Звонок от «ректора»
«Мама, я попал в ДТП, нужны деньги, чтобы не посадили», «Срок действия сим-карты закончился, надо продлить договор», «Есть возможность дополнительного заработка», «Вам звонят из службы безопасности банка, нужно перевести деньги на безопасный счёт» – схем, по которым чаще всего работают мошенники, больше десятка.
В топе и сценарий «Звонок или сообщение от руководителя с просьбой поговорить с якобы правоохранителем, который позвонит». На самом деле это не руководитель и не правоохранитель. Кстати, по словам Олега Тарасова, в последнее время эта схема используется в отношении студентов – будто обращается ректор. Их вынуждают перечислить на «безопасный» счёт свои или родительские сбережения либо взять кредит.
Также аферисты всё чаще подбираются к деньгам через детей. В Кстовском округе ночью, когда родители спали, девочка сидела в телефоне. Перешла по неизвестной ссылке, где предлагалось бесплатно получить игровую валюту. Неизвестный попросил прислать скриншоты экрана с телефона матери и отца. Девочку убедили переименовать кредитные карты родителей. Через некоторое время с их счетов исчезли 302,1 тысячи рублей. Обнаружившей это маме ничего не оставалось, как обратиться в полицию.
Не доверять и проверять
Полицейские призывают взрослых объяснить детям: нельзя сообщать посторонним данные о счетах. Но что говорить о детях, когда многие взрослые не сразу могут распознать аферистов.
«Дело в том, что схемы усложняются. Они многоуровневые. Настоящий калейдоскоп!» – комментирует руководитель проекта финансового просвещения «Меня не обмануть!» Наталья Халезова.
Также, по словам эксперта, причина неспадающей волны мошенничества в том, что далеко не все разбираются даже в элементарных финансовых инструментах. Для кого-то это сложно, кому-то просто не хочется вникать. А кроме того, многие уверены: уж они-то на удочку не попадутся.
«Они даже не хотят знать о том, как действуют мошенники, говорят: «Мне не нужен негатив. Если я не буду думать о плохом, то со мной этого не случится», – рассказывает Наталья Халезова. – Люди от информации о мошенниках просто устали».
Но расслабляться нельзя. Тем более что противостоять аферистам не так сложно. Нужно прерывать разговор, если речь зашла о деньгах, кем бы собеседники ни представлялись, не передавать свои банковские карты посторонним даже для оплаты проезда в транспорте и включать принцип нулевого доверия – любую информацию проверять.