Философ Шлиенкова раскрыла понимание синего цвета
Газета "Нижегородские новости"
Подписка на газетуСиний – один из самых загадочных цветов в истории искусства и философии. Освальд Шпенглер называл его «фаустовским, трансцендентным, духовным». Русские символисты говорили о неизбежной роли синестезии и «цветном слухе», где синему отводилась особая роль цвета, символизирующего энергию. В Парке науки ННГУ кандидат философских наук, доцент, декан Высшей школы искусств и дизайна Университета Лобачевского Елена Шлиенкова раскрыла философское понимание этого цвета.
Другой зеленый
Если посмотреть на этимологию – «синий» происходит от корней протогерманского «blæwaz» и старофранцузского «blo» или «bleu». Исторически он воспринимался как часть спектра черного или зеленого и стал выделяться людьми позднее других цветов, – рассказывает Елена Шлиенкова. – Одно из первых письменных упоминаний о нем взято из южно-английского легендарного сборника жизнеописаний святых (около 1300 г. н. э.): «Эта другая зелень».
Голубой цвет имеет самую короткую длину волны и самую высокую частоту из трех основных цветов. Физики знают, что длина волны синего цвета: 450 – 495 нм, частота: 606 – 668 терагерц. Это определяет его место в спектре.
Синий безошибочно видит большинство людей, даже с особенностями зрения: с дальтонизмом и цветовой слабостью. За синим спектром идет ультрафиолетовое излучение, которое не различает человек, но его видят бабочки, некоторые виды птиц и рептилий.
Первые, дошедшие до нас природные красители – это индигофера и вайда. Индигофера красильная распространена в Индии, Египте, Месопотамии, Античной Греции, Риме, Юго-Восточной Азии. Вайда красильная растет в степных и пустынных зонах Кавказа, Центральной Азии, Восточной Сибири, Северной Африки. Широко культивировалась в Европе для получения синей краски.
Лайвард – это синий камень, основные месторождения которого расположены в Персии, Афганистане, Иране. В Европе он получил название ультрамарин.
Вот примеры древних источников, которые позволяют понять то, насколько давно люди используют синий. Витрувий (I век до н. э.) сетовал, что индиго живописцам достать трудно и приходится использовать вайду. В раскопках гробницы Тутанхамона, которая относится к первой половине XIV века до н. э., в росписи кресла использован оттенок синего цвета.
Глазами человека востока и запада
На Востоке и Западе восприятие и значение цветов очень различается. Восточная философия – это понимание человека как сочетание семи энергетических центров. Народы восточных стран полагают, что человек – это радуга, начиная от копчика и заканчивая макушкой.
Сочетание всех основных оттенков придает особый духовный смысл личности. Каждый соответствует расположению системы органов.
Красный – в нем концентрируется энергия и сила человека, его жизнь. В духовных практиках этот оттенок – символ славы, мощи. Издревле считалось, что все, что связано с могуществом, особенно политическим, порождено красным цветом.
Оранжевый – это цвет трансформации, перерождения души. Согласно восточной концепции, он связан с работой желудочно-кишечного тракта и почек. Ассоциируется с крепким здоровьем.
Желтый – цвет настроения, связан с работой печени и желудочной системы, цвет низших центров. Стоит отметить, что в Китае существует пять (!) направлений космоса: север, юг, восток, запад и середина. Желтый как раз означает середину и поэтому его так много присутствует во дворцах китайских императоров.
Зеленый – этого цвета больше всего в нашей жизни, в окружающем ландшафте и это четвертый центр, он связан с сердечной жизнью человека, способностью сопереживать и любить. Если красное сердце, то это образ любви физической, зеленое сердце означает любовь платоническую.
И вот наш герой – синий – пятый центр, цвет третьего глаза, он дает возможность видеть дальше, отвечает за разум человека. Голубой – шестой центр в человеке. Связан с головной чакрой, глазами, ушами, шеей, щитовидной железой. В этом цвете проявляются такие черты характера, как свобода, беззаботность, беспечность, необязательность, дружественность, склонность к перемене обстановки. На Востоке принято считать, что голубой уменьшает уровень тревожности.
Последний цвет радужного спектра фиолетовый – цвет творчества, загадки и тайны, он непостижимый седьмой центр. Ассоциировался с психологическим здоровьем человека и его гармоничным мышлением.
Запад тоже очень много подарил своих теорий, связанных с цветовым восприятием. Стоит вспомнить прежде всего Иоганна Гете и его принцип символической монохромии, который он описал в работе «К теории цвета» в начале XIX века.
По Гете, синий противопоставляется желтому как тьма – свету. «Как желтый цвет всегда несет с собой свет, так про синий можно сказать, что он всегда несет с собой что-то темное. Этот цвет оказывает на глаз странное и почти невыразимое действие. Как цвет это – энергия; однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет собою как бы волнующее ничто. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя».
Западная обобщенная трактовка цветов совершенно иная.
Красный – это цвет опасности. Так, в Средние века флаг этого цвета означал, что защитники города или замка будут бороться за его защиту и не проявят милосердия к своему врагу.
Оранжевый – легкомыслие и развлечение. Именно поэтому клоуны должны были носить только оранжевые парики. Он также был цветом женщин легкого поведения.
Желтый цвет имеет негативный символический подтекст, ассоциируется с предательством, символизирует измену, разлуку, ревность, ненависть, зависть и раздражительность. Во Франции жители окрашивали двери предателей в желтый цвет.
Зеленый символизирует возрождение природы, процветание, мир и спокойствие.
Что касается, синего и голубого, то это близкие оттенки, которые не разделяли. Синий цвет символизирует доблесть и превосходство. Ассоциируется с королевской властью и благородством происхождения. Это связано со сложностью и дороговизной технологии его получения. В 1826 году изобретен синтетический ультрамарин, но синтетические красители синего были известны и ранее.
Фиолетовый – имперский цвет, который носили правители Византийской империи и Священной Римской империи, а позднее католические епископы, так как считалось, что этот оттенок символизирует благочестие.
В разных религиях и странах свои особенности, связанные с синим.
В Японии спектр синего-зеленого «ао» в традиционной драме – это обязательный атрибут отрицательных персонажей.
В Египте синий обозначали словами «хесбедж» или «иртиу». Поэтический смысл – подобие необъятных небес и бесконечных вод предвечного океана Нуна.
Монголия – издавна ее называют страной вечно синего неба. Светло-синий «цэнхэр».
Индия – «шьям» космический цвет. Это цвет бога Кришны и богини Кали. Оттенок туч предгрозового неба. Джодхпур – старинный индийский город, расположенный в штате Раджастан среди огромной Индийской пустыни Тар. Там стены домов выкрашены в синий. Эффект удивительный – город сливается с небом!
В иудаизме («тхелет») это матрица, в которой оттенки от цвета моря до пурпурного, тхелет напоминает море, а море напоминает небо, небо же напоминает престол Всевышнего.
В православии голубой соединил в себе и земное, и небесное, воплотил духовную чистоту и целомудрие божьей матери.
Александра Махлина