Гапоновщина: почему один из главных церковных иерархов работает на раскол российского общества
Газета "Новое дело" №9 от 11.03.2021
Подписка на газетуЗакончилась информационно-политическая война вокруг Лубянской площади в Москве. Напомню, что в столице недавно шло электронное голосование за установку памятника на этой площади. Было предложено два варианта — либо вернуть туда статую создателя ВЧК Феликса Дзержинского, свергнутого либеральной публикой в августе 1991 года, либо установить монумент князю Александру Невскому…
Как известно, формально голоса разделились примерно поровну, после чего голосование было прекращено по причине чрезмерно политического накала возникших споров. А если быть точнее, как мне поведал один хороший знакомый, работающий в администрации президента России, на самом верху стала очевидной вся провокационная опасность возникших дискуссий…
«Красные» и «белые»
Ибо эта дискуссия внесла сильный раскол между россиянами, лояльными государству и стране. Речь идёт о двух категориях граждан – людях социалистических убеждений и так называемых белых патриотах. Эти категории по-разному смотрят на советское прошлое, но при этом, в отличие от западников-либералов, не готовы отстаивать свои взгляды ценой разрушения России нынешней. Именно на такое социальное большинство и опирается ныне наша власть.
Между тем дискуссия вокруг памятника на Лубянке вызвала очень горячие споры между лоялистами, причём настолько горячие, что победа одной из групп грозила оттолкнуть от симпатий к власти другую. А в условиях сложной политической обстановки в мире, нарастания активности либеральной оппозиции, сгруппировавшейся вокруг политика Алексея Навального, да ещё в год выборов в Государственную Думу, пойти на такой социальный раскол власть просто не могла. Поэтому дискурс вокруг памятника был благоразумно свёрнут…
Возникает закономерный вопрос: а может, сама дискуссия стала целенаправленной провокацией? Мне кажется, что так оно и было на самом деле. Обратите внимание, вопрос о возвращении памятника Дзержинскому левая общественность ставила уже не раз, и всё время это не вызывало особых эмоций, вопрос каждый раз закрывался сам собой. А сегодня вдруг Общественная палата Москвы решила поддержать очередную инициативу по Дзержинскому, но при условии, что должно пройти голосование, и пройти на альтернативной основе. И Дзержинскому противопоставили не абы кого, а древнерусского князя Александра Невского!
Провокация заключалась не только в том, что Александр Невский не имел никакого отношения ни к Лубянке, ни к Москве вообще (не был здесь ни разу за свою жизнь!). Нет, очевидная задумка была в том, что «красные» обязательно будут ратовать за Дзержинского, а «белые» – за князя, при этом поливая друг друга грязью. Так оно в итоге и получилось. Я помню, как радовались этой «драке» разного рода либерально-оппозиционные ресурсы – мол, так и надо этим «путинистам».
А главным инициатором провокации, как сегодня выясняется, стал известный либерал, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, один из тех, кто сегодня активно поддерживает Навального. Именно он и подтолкнул Общественную палату столицы к столь необдуманной дискуссии…
Впрочем, сегодня следует назвать имя ещё одного явного подстрекателя, который куда влиятельнее Венедиктова. Это очень важная персона, особенно в церковных кругах – речь идёт о председателе Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополите Иларионе (Алфееве).
Власовец в рясе?
Во время споров по памятнику этот иерарх театрально играл роль белого «русского патриота», выступая за кандидатуру князя Александра, при этом гневно обрушившись на тех, кто поддерживал Дзержинского. Приравняв основателя ВЧК чуть ли не к дьяволу, митрополит брякнул следующее: «Инициаторы реставрации памятника Дзержинскому попирают безвестные могилы новомучеников, исповедников Церкви Русской и сотен тысяч невинно убиенных сограждан нашей страны».
Эти слова вызвали, мягко говоря, большое удивление даже не среди коммунистов, а среди верующих людей, среди которых очень много тех, кто положительно относится к советскому прошлому, вне зависимости от личных политических взглядов. Именно они довольно жёстко раскритиковали Илариона. Особо их возмутили ссылки на Новомучеников, то есть на погибших за веру в годы советской власти людей. Один православный информационный интернет-портал написал по этому поводу:
«Вообще все эти попытки спекулировать на памяти новомучеников при формулировании своих либеральных политических взглядов, присущих части нашего духовенства, не могут не вызывать сожаления. Получается, Церковь канонизировала новомучеников не за их исповедание Христа, а за их антисоветскую позицию?! Но разве новомученики были антисоветчиками? Разве в этом смысл их подвига? Такими незамысловатыми логическими трюками можно дойти и до оправдания генерала Власова».
Точно замечено – митрополит в этой дискуссии действительно напомнил власовского антисоветского пропагандиста. И, видимо, далеко не случайно…
Иларион значится среди тех, кто стал идейным могильщиком Советского Союза. Во время перестройки, будучи молодым иеромонахом, он служил настоятелем православного собора в литовском Каунасе. В январе 1991 года в Литве разыгрались известные трагические события, о которых мы уже писали в нашей газете. Местные националисты тогда захватили в республике власть, отказались выполнять законы союзного центра и вообще стали третировать тех, кто остался верен Советскому Союзу. Чтобы навести порядок, в республику были введены войска – в ответ возле телебашни Вильнюса националисты устроили провокационную стрельбу, в результате которой погибли мирные люди и один сотрудник спецназа КГБ «Альфа»…
Так вот, Иларион в те дни фактически поддержал националистов и публично призвал советских солдат не применять оружие и даже сравнил наших воинов… со сталинскими палачами, которые в 30‑е годы занимались массовыми репрессиями(!). Мало того, что он грубо оскорбил армию, так ещё и толкал солдат на нарушение воинской присяги – ибо солдат, согласно присяге, обязан подчиняться полученному приказу, даже если он ему не нравится.
Но, может, Иларион ничего тогда не знал и просто поддался своим перестроечным эмоциям? Нет! Даже спустя годы, когда уже не стало Советского Союза, когда стала известна истинная подоплёка событий в Вильнюсе и грязная в них роль литовских националистов, Иларион ничуть не раскаялся в своих поступках – в ряде своих интервью он по-прежнему твердил о «преступной роли СССР» в январских событиях.
Кстати, современная националистическая Литва по достоинству оценила позицию священника – в 90‑е годы его наградили литовской медалью «За мужество и самопожертвование». И он до сих пор не отказался от этой позорной для любого нормального гражданина России литовской висюльки!
А сегодня Иларион пытается грубо исказить роль высшего советского руководства в Победе над нацизмом в годы Великой Отечественной войны. Например, однажды он договорился до того, что «Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством».
А вот это уже не просто какая-то отсебятина, а самая настоящая антироссийская пропаганда. Известный русский политолог и историк Игорь Шишкин верно заметил, что Иларион стал активным проводником западной исторической концепции, согласно которой «Российская Федерация – это правопродолжатель тоталитарной Советской империи зла, несущей равную с Третьим рейхом ответственность за войну и холокост со всеми вытекающими отсюда политическими и экономическими последствиями»… Да, вот такой у нашей Церкви глава Отдела внешних церковных связей, который цинично рядится в одежды русского якобы патриота!
…В российской истории не раз попадались персонажи, которые под видом священнослужителей занимались откровенно провокаторской деятельностью. Например, печально известный поп Георгий Гапон, деятель предреволюционной эпохи, который на деле являлся агентом царской охранки, внедрённый в рабочее движение Санкт-Петербурга. Кем на самом деле является митрополит Иларион, явно работающий на политический раскол нашего общества, можно только догадываться…