Художники против вируса: нижегородские мастера показали, чем занимались в самоизоляции

Газета "Нижегородская правда"
Художники против вируса: нижегородские мастера показали, чем занимались в самоизоляции
Фото: Ольга Севрюгина
Как всегда, одним из самых популярных сюжетов на выставке, стала тема котов.

Художники – удивительные люди. Их может вдохновить всё что угодно, даже вирус. Убедиться в этом можно на выставке «Осенний вернисаж», которая заняла весь первый этаж Выставочного комплекса. Такого буйства фантазии Нижний не видел уже давно.

 

Урожай одиночества

– Самоизоляция для художников – это их обыденность, – рассказала организатор и куратор выставки, искусствовед Ирина Маршева. – Художник уходит в свою мастерскую или на пленэр и один на один сам с собою работает. Большинство работ экспозиции датировано 2020 годом – все художники сидели у себя в мастерских и создавали эти работы. Так что основное отличие выставки в том, что обычно художники выставляют работы, созданные в поездках, а на этот раз большинство сделано в Нижегородской области, курортных сюжетов нет. Получилось, что художники развивали внутренний туризм, но это и интересно! Карантин не уменьшил число желающих поделиться своим творчеством со зрителями.

В итоге на выставке представлено более 370 работ 160 участников из Нижнего Новгорода, Бора, Дзержинска, Городца, Семёнова, Сарова, Арзамаса. На «Осеннем вернисаже» могут выставиться и любители, и, что самое интересное, больше всего работ – сразу шесть – организаторы отобрали из полотен непрофессионального автора – программиста из Сарова Александры Марковой-Ярошик. И теперь её автопортреты и котики радуют зрителей.

Арт-объект, который позволяет признаться в любви к Выставочному комплексу, используя хештег НГВК, создал Илья Смолин. Материалом стали обрезки багетных рам.
осенний вернисаж
Фото: Ольга Севрюгина
Ловец вирусов

Отзвуки праздника

Два года подряд нижегородские художники принимают участие в проведении Дня города, собирая на пленэр на набережной сотни зрителей. Две работы, созданные в праздник, и вошли в экспозицию. Михаил Поляков написал вид Стрелки в прошлом году, а Ольга Ёлкина в этом году сделала большой интересный вид города, погружающегося в ночную тьму. Написана эта работа была всего за 40 минут, но она такая необычная и яркая, что сразу обращает на себя внимание. Есть на выставке и портрет самой Ольги.

– Художник Александр Пименов, восхищённый её работой, написал двойной её портрет – на одной половине Ольга, счастливая и сияющая, изображена в залах выставочного комплекса, а на другой – с потухшим взором она возвращается домой на общественном транспорте, – рассказала Маршева. – Есть здесь и автопортрет самого Пименова, который изобразил рядом с собой Инессу Сафронову.

Вот такие подарки художникам от коллег.

Много работ в экспозиции посвящено юбилею Победы. Скульптуры, акварели, натюрморты и огромный групповой портрет лётчиков, созданный Сергеем Алиповым. А в большом разделе графики есть уникальные работы – большемерные акварели Владимира Величко.

Мало кто из художников владеет этой техникой, и зрители останавливаются перед ними, чтобы разгадать секреты техники мастера.

осенний вернисаж
Фото: Ольга Севрюгина
Как всегда, одним из самых популярных сюжетов на выставке, стала тема котов
осенний вернисаж
Фото: Ольга Севрюгина
Рама этого натюрморта раньше была ткацким станом

Необычное в обычном

Некоторые художники для своих картин сделали необычные рамы. Марина Полякова обрамила работы загрунтованными и расписанными под городецкую роспись досками. Алексей Кузнецов свой натюрморт с вялеными рыбами, от одного взгляда на который просыпается аппетит, поместил в раму, сколоченную из остатков древнего ткацкого стана, на котором сохранился старинный резной орнамент. А Инесса Сафронова свой солнечный летний натюрморт поместила в раму из досок от старого забора.

Как всегда, есть на выставке отдел народного искусства. Для него отвели целый зал. Золотная вышивка, балахнинское кружево, хохломская и городецкая росписи, игрушки. А одну стену практически полностью занимает групповая работа знаменитого объединения «Берегиня». Лоскутное шитьё из 16 фрагментов изображает петухов, каждый из которых – авторский, уникальный, и в нём зашифровано имя, псевдоним или монограмма мастера. А рядом коллекция тканых кушаков с рисунками, когда-то имевшими ритуальный смысл.

– Конечно, это не обереги, скажем, от насморка или подагры, это образы земли, птиц, растений, – рассказала искусствовед, – Впрочем, защитные обереги у нас тоже есть. Например, «Оберег – ловец вирусов» – керамическая работа Галины Ядринцевой. Непонятное зелёное существо с щупальцами, которое (или это совпадение) и вправду уберегает сотрудников выставочного комплекса.

Теме коронавируса посвящена и необычная скульптура, созданная заслуженным художником России Татьяной Холуёвой. Необычная для мастера, она создана из разных материалов и использует приём искажения форм. Она показывает, как сосуществуют внутри замкнутого пространства два человека. Психологи не раз писали, что изоляция для многих стала проверкой на прочность. В ковидный период брак как социальный институт подвергся коррозии, и многие пары не выдержали этой проверки. Укреплялись лишь те отношения, что были основаны на глубоких чувствах. Об этом и говорит работа мастера. Хотя, быть может, вам она расскажет что-то совершенно иное.

Выставка продлится до 4 октября.

6+

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Официальный источник», и новости сами придут к вам.
Подпишитесь на нас
Новости партнеров
Похожие публикации