Искусство самураев: нижегородка создает цветочные картины в технике ошибана
Газета "Нижегородская правда" №89 от 24.11.2021
Подписка на газетуС нижегородкой Татьяной Пугачёвой мы познакомились на одной из ярмарок народных мастеров. Флорист-дизайнер, она создаёт картины из засушенных цветов и природных материалов. Такая техника называется ошибана. По сути это живопись, выполненная с использованием растений, заранее собранных и высушенных по особой технологии.
Японское с нижегородским
Упоминание о составлении картин из высушенных растений встречается в культуре Древнего Египта и Иудеи, Китая, Кореи, Таиланда.
Но наибольшего развития это мастерство достигло в Японии около шести веков назад. Тогда ошибана считалась искусством самураев. Создание таких картин требует от мастера не только художественного вкуса, но и глубокого понимания природы и ювелирного мастерства.
Самураи практиковали ошибану для достижения уравновешенности, тренировки внимания, точности руки и понимания природной гармонии. А сегодня это источник вдохновения для людей по всему миру.
Татьяна Пугачёва училась этому искусству у других мастеров.
– Многое приходит с опытом. Нужно знать и соблюдать технологию – вовремя собирать и правильно засушивать лепестки и листья. Есть цветы с малой стойкостью, есть со средней, есть с высокой. Сейчас всё стало проще. На форумах мастеров можно посоветоваться, чтобы узнать, как поведут себя незнакомые цветы. Главное – любому это доступно. И попробовать себя в этом искусстве может каждый, – рассказывает мастерица.
Начинается работа со сбора растений и сушки цветов. Для каждого – своё время. Собирать материал нужно в сухую погоду. Затем высушить, расположив в специальной гербарной сетке или между листами бумаги под прессом. И только потом можно включать фантазию и создавать красоту.
Хрупкая мечта
Цветочные картины могут прожить десятки лет. Всё зависит от растения. Самые стойкие – цветы из средней полосы. Хорошо зарекомендовали себя яркие комнатные орхидеи. А вот анютины глазки быстро теряют цвет – лет через пять. За основу мастерица берёт бересту, кожу, бархат, пригодится и любой подручный материал.
– Некоторые мастера делают эскиз. Его можно нанести карандашом на бумагу или ткань. А потом с помощью пинцета и клея (например, ПВА) картина выкладывается засушенными растениями. Листья превращаются в силуэты гор и кроны деревьев, пух становится облаками и снегом, стебли позволяют «нарисовать» прямые линии, а семена – создавать фактурные поверхности, – говорит Татьяна.
На ярмарках у прилавка с её работами сразу выстраивается очередь любопытных. И почти никто не уходит, не купив хотя бы закладочку для книги.
Самые восторженные покупатели работ Татьяны – японцы и китайцы. Они очень любят ошибану и радуются, что встречают это искусство здесь, в Нижнем Новгороде.