Как избавиться от храпа: советы отоларинголога
Газета "Новое дело" №12 от 01.04.2021
Подписка на газетуСон в одной комнате с человеком, который храпит, может превратиться в настоящую пытку. Очень часто храп становится причиной семейных ссор и даже разводов. Кроме того, он мешает и самому человеку, который храпит, – он не высыпается, становится раздражительным, у него появляются хроническая усталость и нервные расстройства.
Как избавиться от храпа? И в каких случаях нужно без промедления обратиться к врачу? Об этом рассказала врач-отоларинголог Приволжского окружного медицинского центра ФМБА России Юлия Александровна Хасянова.
В сторону звука
– Юлия Александровна, само по себе появление храпа должно как-то беспокоить человека? Или стоит насторожиться только тем, у кого появляется так называемое апноэ – остановка дыхания во сне?
– Сам храп не несёт с собой медицинских осложнений и чаще всего ведёт только к дискомфорту для окружающих. А синдром обструктивного апноэ во сне опасен, поэтому при обнаружении этого заболевания оториноларинголог должен направить пациента к врачу-сомнологу.
Если пациент жалуется на сонливость, раздражительность, утренние головные боли, беспокойный сон, частые позывы к мочеиспусканию ночью, нарушение внимания, то все эти жалобы помогают врачу заподозрить апноэ. Врач-сомнолог, в свою очередь, определяет тяжесть заболевания.
В этом врачам-оториноларингологам очень часто помогают родственники пациента. Человек, приходя на консультацию, часто говорит, что иногда он храпит, однако не испытывает от этого никакого дискомфорта. Но родственник, который также присутствует на консультации, чётко описывает симптомы апноэ: «Это не просто храп, а жуткая вещь, я сижу рядом с ним всю ночь и боюсь, что он задохнётся». В этом случае мы иногда спрашиваем у родственников, нет ли у них аудиозаписи момента сна. Как правило, в 50 процентах случаев есть запись на телефоне, потому что это состояние их пугает. Это, конечно, помогает врачам-оториноларингологам понять, с каким заболеванием обратился пациент: осложнённым храпом или всё-таки это симптом обструктивного апноэ.
– Считается, что храпят в основном пожилые люди, чаще – мужчины. Это действительно так?
– Чаще всего это мужчины 50 – 60 лет, имеющие избыточную массу тела, сахарный диабет и артериальную гипертонию. Также встречаются пациенты достаточно молодого возраста (от 20 до 30 лет), не имеющие избыточной массы тела. Здесь мы сталкиваемся с тем, что у пациента в детстве была хроническая носовая обструкция (затруднение носового дыхания), связанная с увеличением аденоидов, которая в последующем привела к изменению лицевого скелета.
Чаще всего это микроретрогнатия, т.е. недоразвитие нижней челюсти. Такие пациенты имеют характерный внешний вид, так называемый «птичий» тип лица. Нижняя челюсть в этом случае смещена назад, прикус неправильный, лицо вытянуто. Такую патологию нужно лечить с раннего детства. Дело в том, что изменения лицевого скелета являются «пусковым моментом» для того, чтобы в дальнейшем у пациента во взрослом возрасте без особых причин начался синдром обструктивного апноэ.
Не остаться с носом
– Что делать пациентам, у которых опасный диагноз подтвердился?
– При лёгкой степени апноэ пациент, как правило, направляется к врачу-оториноларингологу для решения вопроса о возможности проведения оперативного лечения. К примеру, в отделении оториноларингологии ПОМЦ проводится специальное исследование верхних дыхательных путей в момент медикаментозного сна. Оно помогает врачу в определении анатомических особенностей, которые могут привести к возникновению храпа и локализации уровня обструкции. Во время фазы глубокого сна пациенту в полость носа вводится эндоскопическая камера, которая дальше продвигается по верхним дыхательным путям, в результате чего врач определяет локализацию обструкции. После проведения процедуры доктор определяется с тактикой лечения пациента.
– А врач-оториноларинголог может помочь пациенту, который жалуется на храп?
– Если при проведении слип-эндоскопического исследования мы обнаружили неосложнённую форму храпа, то пациенту может быть проведено оперативное лечение – например, увулопалатопластика (в этом случае изменяются параметры нёбного язычка) или фарингопластика (удаление нёбных миндалин). В 80 процентах случаев эта операция эффективна именно при неосложнённом храпе. Апноэ лёгкой степени также может быть прооперировано, однако при этом эффективность оперативного лечения снижается на 50 процентов. При средней и тяжёлой степени апноэ операция не показана.
Тяжёлая степень апноэ – это абсолютное показание для проведения СИПАП-терапии, что предполагает сон пациента в специальной маске, когда осуществляется постоянная подача кислорода. Это не всегда комфортно, но, как правило, за два-три применения пациенты привыкают. Оценивая своё состояние с утра, они понимают, что это им необходимо: уходит сонливость, раздражительность, хроническая усталость, пациенты чувствуют себя очень хорошо. Снижаются показатели артериального давления, уходит лишний вес, т.е. размыкается тот порочный круг, который был создан. СИПАП-терапия в дальнейшем может перевести данное состояние из тяжёлого в среднюю или лёгкую степень тяжести. В этом случае есть вероятность того, что данный пациент через какое-то время может быть прооперирован у лор-врача.
– Получается, что не все пациенты могут избавиться от храпа?
– После слип-эндоскопического исследования мы понимаем, что только 20 процентам пациентов подходит оперативное лечение. Причина в том, что у храпа может быть много причин: особенности анатомического строения, мальформация надгортанника, гипертрофия корня языка, миндалины, особенности строения корня языка, гипертрофия черпаловидных хрящей, т.е. то, что очень тяжело исправить оперативным путём, а иногда невозможно.
Во время слип-эндоскопического исследования мы можем увидеть и другие особенности, например, микроретрогнатию (западение нижней челюсти в момент расслабления). После данной процедуры мы, как правило, подключаем наших коллег, врачей-ортодонтов, для подбора кап, с которыми пациент в дальнейшем может спать. Также мы рекомендуем позиционный сон, если понимаем во время исследования, что пациент храпит только на спине и не храпит, когда спит на боку. Мы также даём рекомендации при выписке. Однако очень сложно объяснить пациенту, как во сне спать только на боку. Есть определённые уловки, например, пришивание теннисных мячиков на спину. Некоторым пациентам мы рекомендуем сон на высокой подушке.
– Эффект после перенесённой операции наступает сразу?
– Обычно в течение одного-полутора месяцев происходят определённые рубцовые процессы. Быстрого результата мы получить не можем ещё и за счёт того, что довольно долго сохраняется послеоперационный отёк тканей. Как правило, через месяц пациенты приходят и рассказывают, что они практически не храпят, а через полтора месяца констатируют значительное улучшение.