Как жители Лукоянова сделали музейным экспонатом железную дорогу
Газета "Земля Нижегородская"
Подписка на газетуПопадая в музейный мир, люди ненадолго переносятся в ту эпоху, которую энтузиасты-хранители со скрупулёзной точностью пытаются воссоздать для нас. В вопросах сохранения исторической памяти лукояновцы — народ особый. Здесь историей родного города гордятся, как нигде. Спроси, кажется, любого горожанина, и он с ходу назовет не один десяток знаменитых выходцев из Лукоянова и массу знаковых зданий, которыми город не только гордится, но и трепетно сохраняет для будущих поколений.
Сначала были фото
Но есть особый экспонат, который «упрятать» в музей не так просто. Это железная дорога. С ней связано немало славных страниц городской истории. Наступивший год — юбилейный для местных тружеников стальных магистралей. Важную памятную дату отмечать будут совсем скоро. 16 июня 1903 года, то есть 120 лет назад, через станцию Лукоянов из Пензы в Нижний Новгород прошел первый пассажирский поезд. Это стало точкой отсчета в истории Лукояновской дистанции пути, депо и станции. Труду на железной дороге отдали силы и талант многие поколения горожан. Данью уважения и признательности к ним стал музей «Железнодорожник», созданный в 2015 году.
Собрание артефактов и документов, обобщающее историю железной дороги, начиналось с идеи Татьяны Федосеевой, тогда работавшей завотделом культуры и спорта районной администрации. Заняться новым делом предложили опытному журналисту Фаине Кедяркиной.
«Предложили потому, что я человек социальный и общаться очень люблю, — улыбается Фаина Ильинична. — С этой идеей мы пришли к начальнику дистанции пути ПЧ-30 Василию Митрофанову. Он заинтересовался, но сказал так: «Сделайте первый стенд, а я посмотрю: если понравится, во всём помогу». На такую проверку с удовольствием согласилась, и в марте стала заведующей музеем, которого еще не было».
Музейное пространство разместили в бывших палатах железнодорожной больницы. За май и июнь энергичная журналистка подготовила первую экспозицию. Главными экспонатами поначалу стали фотографии корреспондента местной газеты Александра Державина, который начинал свой трудовой путь железнодорожным слесарем. Фотокор успел накопить огромный архив снимков. Редакция помогла их оцифровать.
Дорога, ставшая судьбой
Первая экспозиция открылась ко Дню России и называлась «Загляни в прошлое. Узнай себя, своих близких, друзей, знакомых, родных, соседей». Думаете, длинновато? А это не случайно. Фаина Кедяркина тогда знала совсем немногих железнодорожников. Поэтому для первой экскурсии подготовила стикеры и карандаши. Посетители узнавали своих коллег, подписывали — кто это, кем работал и в каком году. Так что музей сразу стал интерактивным.
Экскурсанты пришли не с пустыми руками — каждый нёс фото, письма, артефакты. Первым таким экспонатом стал «рожок путейца для подачи сигнала при подходе поезда». Принёс его Василий Митрофанов вместе с комплектом железнодорожных фонарей и другими предметами. Рожок стал любимым экспонатом детей. Во время экскурсий здесь вовсе не тихо. Фаина Ильинична разрешает подудеть в рожок каждому желающему представить себя путейцем.
А ее дебют в роли хранительницы тогда завершился вопросом начальника дистанции пути: «Ну, что тебе для музея нужно?» С этого дня железнодорожники помощь оказывают любую — отремонтировали помещения, закупили стендовые панели, оцифровывают и печатают фотографии. А уж экспонаты для выставок приезжают из самых дальних уголков, где бывают и трудятся лукояновские железнодорожники.
Экскурсия для гостей — это только часть большой работы. Главное здесь — труд исследователя. Одним из основных изыскательских направлений стало выявление железнодорожных династий, для многих из них дорога стала судьбой. Таких на сегодняшний день найдено более сотни. Но материал собран пока о двадцати семьях. Дел тут остается немало.
«Мы собираем информацию о династиях не только для музейных стендов, — поясняет директор. — Стараемся организовать чествование семей тружеников, проводим встречи железнодорожников, приглашаем представителей династий для важной профориентационной работы с молодежью».
Большой популярностью как в городе, так и на всех концах дистанции пути пользуется книга «Лукояновские железнодорожники». Её рукописный вариант стал одним из экспонатов. Информация о семейных традициях тружеников магистралей постоянно пополняется. Редкая экскурсия обходится без того, чтобы посетитель не вспомнил: «А мой дедушка тоже на железной дороге работал».
Музейная «аллея славы» начинается с родоначальников самых заслуженных династий. Например, Дмитрий Бусёнков трудился машинистом паровоза с 1904 года. За 50 лет трудового стажа стал кавалером орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. В 1939 году стал первым почётным железнодорожником среди лукояновцев.
Сегодня в тылу, а завтра на фронте
Особый стенд, а скорее даже «зал боевой славы» — для фронтовиков-железнодорожников. Он начинался с 74 фамилий, заканчиваясь на дорожном мастере Грачёве. Но список постепенно рос, позже в него включили и тружеников тыла. Их стали называть «участники фронтовых событий», потому что в 1943 году железнодорожников приравняли к военнослужащим. Работа такая — сегодня в тылу, а завтра уже на фронте. В 1943 году здесь было сформировано 15 бригад для отправки на фронт, назывались они «железнодорожные колонны». Все необходимые грузы доставляли непосредственно к линии фронта, а обратно везли раненых.
В составе колонны: машинист, помощник, кочегар. А все они — еще и ремонтники. Если при налёте разбивали пути, то быстрее ликвидируй повреждения и двигайся дальше. Железнодорожникам выдалась долгая служба. Колонны закончили свой фронтовой путь только в 1947 году.
Сейчас в боевом списке 372 фамилии. Сбор продолжается: люди несут фото, эпизоды из жизни рассказывают. Лариса Стешина показывает на музейную фотографию — «вот моя бабушка Червякова Анна Ивановна, она на паровозе кочегаром была. Дело тяжёлое. Но после того как одна женщина получила на этой работе травму, женщин запретили использовать на кочегарных специальностях».
Фотографии военной поры во многом женские, мужики были на фронте или в «колоннах». Например, стрелочницами были порой совсем девчонки. Их смена продолжалась 4 часа, в течение которых даже на минуту нельзя было отлучиться: дождь, снег, гроза или мороз — стой и пропускай поезда. Ввиду опасности труда, девушкам и оружие выдавали. Такой он — труд на стальных магистралях.
О трудовых буднях напоминают подлинные вещи той поры. В зале дубовый стол начальника Лукояновской станции. В инсталляции на нем, нет ни одного «новодела», все предметы сохранены железнодорожниками. Именно такими флажками встречали поезда, именно эти бирочки вешались на вагоны. Вот только фонарь стоит для антуража, ведь с ним тогда нельзя было выходить.
Малоизвестная деталь — в годы войны на железных дорогах работали без освещения, запрещено было включать свет на станции. Это составляло дополнительную сложность, но ни одной аварии по вине железнодорожников не случилось за всю войну. А надо ж и вагоны осматривать, и буксы проверить, и многое другое сделать без света. Но люди отлично знали свой участок работ — и справились.
От склянки до коммутатора
Своя экспозиция посвящена здравоохранению железнодорожников. Тут и докторский саквояж, и пенсне фронтового хирурга Шведова. Во время войны в Лукоянове действовали 4 госпиталя. Раненых со станции развозили на гужевом транспорте, сопровождали эти подводы жены железнодорожников. Они же собирали перевязочный материал, резали старые простыни, собирали склянки для медикаментов.
Есть в музее и уникальная коллекция рельсов. Целый набор из тяжелых и очень редких экспонатов. Есть тут самые первые рельсы, они закупались в Англии. Позднее их стали делать на Урале на Демидовских заводах. Уникальный отрезок подарил музею потомок Демидовых со словами: «Я вам дедушкин рельс привез».
Рядом лежит эталон для измерения ширины пути. И это не просто странная железяка, по нему сверяли строгое соответствие железнодорожной колеи. В этом деле мелочей нет.
Особая экспозиция посвящена приборам освещения. В ряду фонарей самые первые — со свечками, потом керосиновые, а более поздние — аккумуляторные. Вся эволюция фонаря в музее наглядно представлена. Тут же и развитие средств связи — от деревянного телефона до современного коммутатора.
Домашний уголок типичной квартиры железнодорожника, воссозданный Фаиной Ильиничной по рассказам тружеников, тоже несет на себе отпечаток профессии. Учеба на железной дороге никогда не кончается, поэтому на домашнем столике рядом с инструкцией по безопасности — наставление по ремонту и пособие по снегоборьбе на путях.
Экспозиционными залами музейная жизнь не ограничивается. Фаина Ильинична своих гостей и на пешеходные экскурсии по городу выводит. Ведь не спрячешь же в четырех стенах уникальный «экспонат» Казенный пруд, служивший источником для заправки котлов паровозов на станции Лукоянов. Есть и маршрут-презентация «Улица потомственных железнодорожников». Так что формы музейно-педагогических занятий применяются самые разные. Но главное — музей стал базой для встреч людей интересных профессий, ветеранов и всех, кто интересуется историей железнодорожного транспорта. Его двери практически не закрываются.
Александр Куриков