Какие люди в Голливуде: почему американский кинематограф превратили в орудие пропаганды
Газета "Новое дело" №21 от 03.06.2021
Подписка на газетуОчень многие в мире искренне верят, что Соединённые Штаты Америки олицетворяют собой суперсовременное светское общество, свободное от религиозных и политических предрассудков. Да, на первый взгляд, там царят плюрализм и полная свобода совести. На самом деле США – очень идеологизированное общество, напичканное всевозможными мессианскими идеями…
Эти идеи тщательнейшим образом маскируются, о них прямо и откровенно говорится лишь в самых высших слоях политической элиты. Что же касается остальных американцев, то эти идеи преподносятся им в виде всемирной борьбы за демократию и права человека. И лучше всего таким целям служит киноимперия под названием Голливуд.
Готовятся к Армагеддону
В своё время Соединённые Штаты Америки создали англоязычные протестанты, представители религиозной ветви, однажды решившие максимально очистить свою веру от философии христианских святых и пророков. Тем самым они хотели приблизиться к изначальному учению Христа, якобы извращённому более поздними толкователями. В результате, как верно заметил один православный богослов, они Бога не нашли, зато впали в мессианскую ересь, которая в своё время погубила древнее Иудейское царство и принесла немало страданий еврейскому народу, возомнившему себя богоизбранным.
Америка также была объявлена богоизбранной страной, «новым Израилем», призванным править миром. Впервые эту мысль озвучил американский протестант-евангелист Джон Дерби ещё в XIX веке. Её в дальнейшем развили другие проповедники – Дерби Скофилд, Хэлл Линдсей, Джерри Фолвелл, Билл Грэхэм. Если свести их учения в нечто единое, то получается следующая картина мирового переустройства по-американски.
В центре внимания мировой политики находится Ближний Восток. Он обладает неисчерпаемым резервуаром природных ресурсов. Поэтому тот, кто станет владеть регионом, станет владеть миром. В борьбе за Ближний Восток Америке придётся столкнуться с мировыми силами зла, которые придут с Севера (Россия?) и с Востока (Китай?). И грянет последнее величайшее сражение человечества – Армагеддон, которое, возможно, будет длиться не один год. США выйдут из этой схватки победителями, полными и безусловными хозяевами мира…
Конечно, к этим толкованиям можно отнестись скептически. Однако не стоит забывать, что американские правители давно взяли их за основу проводимого внешнеполитического курса США. Евангелисты Линдсей и Фолвелл были самыми доверенными советниками президента Рональда Рейгана. А проповедник Грэхэм являлся духовником Джорджа Буша-младшего. Говорят, что не без его влияния Буш решился на оккупацию Ирака, одной из ключевых стран столь вожделенного Ближнего Востока.
Сейчас же основные усилия стратегов «Нового Израиля» направлены на идейную обработку американского населения по подготовке его к грядущему Армагеддону, в том числе и с помощью кинематографа…
Важнейшим для них является кино
К Голливуду протестантские фанатики подбирались давно. В начале 50‑х годов сенатор Маккартни под видом борьбы с коммунистическим влиянием основательно подчистил режиссёрские кадры «империи грёз». В итоге на улицу были выброшены сотни режиссёров и актёров, не вписавшихся в «великую американскую мечту». Особенно в чистке кадров усердствовал третьеразрядный актёр Рональд Рейган, накатавший на своих товарищей десятки доносов. А когда этот человек в 1980 году стал президентом страны, то Голливуд окончательно превратился в орудие пропаганды.
Главным коньком любой пропагандистской кампании является образ врага, этакого средоточения мирового зла. При Рейгане таким врагом стали русские. На экраны вышли десятки картин – все эти «Рэмбо», «Рокки», «Красные скорпионы» и т.д. изображали русских людей монстрами в человеческом обличье. Ненависть к нашей стране была такова, что в середине 80‑х годов в Штатах стали модными майки с надписью «Убей русского, и ты спасёшься!».
Даже когда рухнул Советский Союз, эта ненависть ещё долго по инерции продолжала глодать голливудских пропагандистов. В их кинотворениях всемогущая «русская мафия» то нагло похищала президента США (фильм «Президентский самолёт»), то устраивала мощные теракты в американских городах («Миротворец»). Складывалось ощущение, что на планете нет существ зловещее русских…
Впрочем, к середине 90‑х годов русская тема исчерпала себя. Уж слишком велика была разница между вымыслом и действительностью. Оказалось, что знаменитые «русские мафиози» и в подмётки не годятся криминальным структурам итальянского, албанского или латиноамериканского происхождения. Врага стали искать в прошлом, а заодно принялись переделывать всемирную историю под американские шаблоны.
История и фэнтэзи по-американски
Вот, к примеру, фильм «Патриот». Здесь изрядно досталось англичанам, которые в XVIII веке воспротивились борьбе за независимость северо-американских колоний. У всех посмотревших этот фильм складывается ощущение, что его действие происходит не в Америке, а где-нибудь в Белоруссии, во время фашистской оккупации: англичане там творят такие дела, которым изрядно позавидовали бы палачи из эсэсовских зондеркоманд – в фильме истребляются американские поселения, их жителей загоняют в церкви и сжигают живьём…
Любой специалист скажет, что такие вещи в XVIII веке были просто немыслимы. Но голливудским пропагандистам плевать на специалистов, им нужен образ, который не вызывал бы никаких иных чувств, кроме чувства ненависти, и которого безо всякой жалости убивал бы благородный американский супермен. Так в фильме и поступает «патриотичный» герой актёра Мела Гибсона, разящий в фильме «проклятых англичан» налево и направо…
Добрались идеологи американской всемирной мечты и до древнего мира, сняв глупейшего по содержанию «Гладиатора», не имеющего к исторической правде никакого отношения. Там император Марк Аврелий завещал персонажу, которого играет актёр Рассел Кроу, вернуть Древнему Риму… парламентскую демократию (!). Получается, что за американские ценности и образ жизни пламенно боролись ещё лучшие представители древнего мира. И подобно американским парням, воюющим за светлые идеи демократии где-нибудь в Ираке, эти герои также не жалели своих жизней. Герой Кроу погибает в борьбе с настоящим символом тоталитаризма – императором Коммодом. Последнему для пущей убедительности абсолютного злодейства явно не хватало усов от Саддама Хусейна или Гитлера…
Но самой откровенной в пропагандистском смысле стала знаменитая киноэпопея «Властелин колец», особенно её последняя часть – «Возвращение короля». Там грядущий Армагеддон изображён во всей своей красе, хотя и иносказательно, в виде схватки людей и всякого рода нечисти в волшебном мире Средиземья, созданного когда-то фантазией писателя Джона Толкиена. Конечно, Толкиен не имел ничего общего с американскими идеологами мирового господства. Этот филолог через художественное произведение всего лишь познакомил широкую публику с масштабным мифологическим миром германских народов. Но ловкие пропагандисты Голливуда не преминули воспользоваться его известной книгой.
Вот какие наблюдения сделал кинокритик Фёдор Бармин:
«Дадим достойный отпор врагу, люди Запада!» – патетически восклицает гарцующий на коне король Арагорн, бросая войска людей на орды разношёрстной и поганой нечисти… Чем вам не президент Джордж Буш? Против отважных сынов Запада выступают не только орки, тролли и гоблины (которых можно трактовать как «нецивилизованную нелюдь» из стран третьего мира). В армию дьявола Саурона затесались и люди (по книге – «свирепые южане»), выглядящие весьма красноречиво своей чёрной одеждой вполне узнаваемого фасона и покроя; они смуглы, черноглазы, их головы украшают тюрбаны, а нижние половины лиц закрыты – это классические мусульманские экстремисты…
Когда же гигантский тролль швыряет в белую башню обломок скалы, то удивительной красоты горделивое сооружение рушится, в точности повторяя падение одной из башен-близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Огненный взрыв разносит среднюю часть здания, затем обрушивается верхушка, и только потом вся башня оседает и рассыпается в пыль. Комментарии излишни. С юга же к «нашим» подбираются по воде корабли другого противника. В лучах заката они выглядят невероятно живописно: точь-в-точь китайские джонки с засевшими на них китайцами…
Ох, не зря фильм «Властелин колец» получил аж 11 «Оскаров»! И таких пропагандистских киноэпопей, с двойным, а то и тройным смыслом, в истории Голливуда насчитывается немало. А с учётом нового ухудшения отношений с Россией стоит ждать возвращения на американские киноэкраны новых русских монстров… Информационный Армагеддон продолжается!