Куда исчезло личное богатство Николая Второго и его семьи?
Газета "Новое дело" №23 от 15.06.23
Подписка на газетуОбратил внимание на то, как отметили недавний 155-летний юбилей поклонники последнего русского царя Николая Второго (он родился в мае 1868 года). Как всегда, было высказано множество елейных речей, славословящих государя-императора и его семейство. В том числе была прославлена и якобы неслыханная финансовая благотворительность, которую царская семья проявляла как к своей стране, так и к своим подданным. Увы, на самом деле это ещё один миф, который опровергнут серьёзными исследованиями…
Оговорюсь сразу – я не являюсь ни поклонником, ни противником Николая Александровича. Хороший семьянин и правитель очень средних способностей, он, наверное, был бы неплохим управленцем во времена стабильного развития империи. Однако ему довелось сесть на престол в жестокие времена, когда страна столкнулась с многочисленными вызовами по самым разным направлениям жизни. И царь не смог должным образом отреагировать на эти вызовы – со всеми вытекающими отсюда печальными революционными последствиями.
Что же касается его финансовой щедрости… По этому поводу есть хорошие исследования историка и экономиста Владимира Фетисова, который не один год посвятил изучению судьбы царских богатств. И вот что ему удалось выяснить…
«Хозяин земли русской»
Уже после свержения монархии Николая Второй, заполняя анкету о своём роде занятий написал: «хозяин земли русской». И действительно, по размеру своего богатств мало кто в Российской империи мог состязаться с царским семейством!
Согласно переписи 1905 года, императорская семья владела 8,6 млн гектаров удельных земель в Европейской части России, а в личной собственности императора находилось 135 миллионов га буквально по всей стране – от Польши до Китая. К этому стоит прибавить недвижимость – сотни усадеб и десятки дворцов. Плюс производственное имущество, вроде нерчинских, алтайских, ленских предприятий по добыче золота, серебра, меди, свинца, Кузнецкий железо-угольный бассейн, чайные, свеклосахарные и виноградные плантации, сотни торговых заведений, фабрик, заводов. Плюс предметы искусства и ювелирные изделия…
Дядя царя, великий князь Александр Михайлович в качестве главных источников доходов Николая Второго называл три: 1) ежегодные ассигнования из средств Государственного казначейства; 2) доходы от удельных земель; 3) проценты от капиталов, хранившихся за границей в иностранных банках. И это не считая всевозможных подношений со стороны иностранцев и заинтересованных лиц из числа российской буржуазии, которые делали чрезвычайно щедрые, буквально миллионные вложения во всевозможные благотворительные организации, которыми царская семья распоряжалась единолично! А это были сотни миллионов царских рублей (один царский рубль с учётом прошедшей за ХХ век инфляции – это примерно 13 нынешних долларов)…
Не удивительно, что когда в 2012 году американский интернет-портал Сelebrity Net Worth составил рейтинг двадцати пяти самых богатых людей тысячелетия, там оказалось и царское семейство – на пятом месте в общем списке. Его состояние американцы оценили, в пересчёте на современные деньги, в 300 миллиардов долларов! А поскольку царская семья была канонизирована, то царь в этом рейтинге ехидно значится как «самый богатый святой»…
Но, может, Николай Второй тратил свои деньжищи на развитие страны и на помощь нуждающимся людям? Вроде такие примеры были, особенно в годы Первой мировой войны, когда царские пожертвования шли на помощь раненым и беженцам. Однако, как пишет Владимир Фетисов, чаще всего царское семейство на эти цели направляло отнюдь не свои личные финансы, а государственные или из тех же благотворительных фондов, куда сбрасывались российские банкиры, желавшие добиться благосклонности царского семейства.
А вот личные денежки семейство тратило очень неохотно. Всеми финансовыми делами в семье заправляла супруга царя, Александра Фёдоровна, а уж она отличалась завидной скупостью. С этим в1917 году столкнулся комиссар Временного правительства Василий Пакнратов, охранявший арестованное царское семейство в Тобольске. В это время, несмотря на свержение монархии, с царской семьёй обходились ещё гуманно, и денег с драгоценностями у них никто не отбирал. Однажды семье предложили внести пожертвование на нужды фронта. И она пожертвовала… Из воспоминаний Василия Панкратова:
«О скупости семьи Николая II мне много приходилось слышать, но я не придавал этому значения и даже не верил. Но вот возвращают мне подписной лист, и на нём пожертвование всей бывшей царской семьи всего только 300 рублей. Меня, признаться, поразила эта скупость. Семья жертвует всего 300 рублей, имея только в русских банках свыше 100 миллионов. Что это? Действительно ли скупость или недомыслие? Мне много раз приходилось наблюдать, что во всех денежных вопросах Александра Фёдоровна имела решающий голос. Николай Александрович хотя и возражал, но очень слабо. Что касается детей, то их никогда не спрашивали. И эта сумма была назначена Александрой Фёдоровной… Да, Алиса была скупа для России»…
Коронованные буржуины
Возникает закономерный вопрос – а зачем царской семье были столь неслыханные богатства? Тем более, само семейство тратило лично на себя очень мало, одевалось очень скромно, сам царь на людях часто носил старую, не раз заштопанную гимнастёрку. Однако всё это была только видимость.
«У российского царя действительно были заношенные штаны и гимнастёрка, но у него были лучшая в мире яхта, лучший гараж на 40 автомобилей, личные поезда, лучшая в Европе охота, не говоря обо всём выше отмеченном имуществе. Вечно серая и застиранная футболка Марка Цукерберга не значит, что он нищий. Поэтому судить о богатстве царя по заношенной гимнастёрке вряд ли правильно», – справедливо отмечает Владимир Фетисов.
Думаю, что царская семья просто и по-деловому оценила все преимущества капитализма, куда Россия вошла на рубеже XIX и XX столетий, пустив большую часть своих средств в рост, по принципу – деньги должны делать деньги, пусть даже за счёт видимого материального благополучия. Об этом можно судить в том числе и по зарубежным банковским вкладам царского семейства…
Начнём с банков Германии. Судя по всему, там лежали финансы, которые принадлежали царице и её дочерям. Во всяком случае, часть этих средств носила кодовое наименование ОТМА (то есть великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия). Первый вклад был сделан ещё в 1905 году, когда семейство было очень обеспокоено событиями первой русской революции и на всякий случай принялось выводить свои капиталы из страны. Как пишет один исследователь:
«В первую очередь вывозить в Германию стали ценные бумаги, принадлежащие членам семьи императора. Они были изъяты из российских банков и переданы доверенному человеку, который открыл в германском банке восемь отдельных счетов, по два счёта на каждую из дочерей Николая II. Счета благоразумно были разделены на английские фунты и немецкие марки».
Речь идёт о крупнейшем немецком банке Мендельсона, куда потом, после 1905 года, пошли и прочие царские вклады на сумму не меньшую чем 200 миллионов царских рублей. Правда сегодня монархисты нам рассказывают, что накануне Первой мировой войны, то есть в самом начале 1914 года, царь якобы вернул все свои деньги из Германии обратно в Россию. Однако здесь речь идёт о российских государственных средствах, которые и в самом деле были успешно возращены Министерством финансов Российской империи. А вот личные денежки царь, судя по всему, на Родину переводить так и не стал.
Известно, что, по данным Временного правительства, не менее 15 миллионов рублей императрицы и её детей так и остались лежать на счетах германского банка Мендельсона. Ещё часть счёта ОТМА – в размере 60 миллионов рублей – была положена в Банк Англии. О судьбе других «немецких» денег пока ничего не известно, кроме того, что в России они так и не появились…
Значительная часть денежных средств царя имелась во Франции, в банке «Кредит Лионе». Сумма здесь не ясная, скорее всего, по причине анонимности вкладчика, что широко практиковала царская семья – известно лишь, что Николай Второй лично унаследовал от отца, императора Александра Третьего, более 355 тысяч франков, вложенных в основном во французские ценные бумаги…
Но самые большие вклады царь делал в Банк Англии, причём главным образом в виде золота. Золото шло в основном под обеспечение военных кредитов, которые царское правительство брало на закупку оружия во время Первой мировой войны. «Всего в 1914 – 1917 годы в Британию было вывезено свыше 500 тонн русского золота на сумму 68 миллионов фунтов стерлингов. Отдельными местами грузилось и личное золото семьи Николая Второго», – указывает историк Фетисов.
За что боролись.…
Не менее активно наши золотые запасы потребляли и Соединённые Штаты Америки. Известно, что 12 января 1909 года личное царское золото на сумму 6 миллионов рублей на русских кораблях «Цесаревич» и «Слава» было доставлено на Гибралтар. Там его перегрузили на американский транспортник «Республика», который отчалил к берегам США, но через две недели плавания корабль затонул… Впрочем, это не остановило царя. Ибо за период с 1909-го по 1913 годы американцы совершили не менее двух десятков аналогичных корабельных рейсов. По данным, которые озвучил в 1997 году вице-президент США Альберт Гор, всего американцы получили русского золота на 23 миллиарда долларов, из которых значительная часть принадлежала именно царю…
Общая же сумма зарубежных царских активов, по мнению Фетисова, может колебаться в пределах от 500 до 700 миллионов рублей, или 9 миллиардов нынешних американских долларов!
Ох, не зря царская фрейлина Лили Ден в своих мемуарах указывает, что Февральская революция и отречение от престола в 1917 году не сильно взволновали царицу Александру Фёдоровну. Находясь под домашним арестом в Царском селе, она говорила приближённым, что «располагает достаточными средствами в золоте и в ценных бумагах, чтобы безбедно жить в эмиграции».
Однако здесь царская семья явно просчиталась. Дело в том, что за границей семью никто не хотел принимать, несмотря на то, что она находилась в родственных отношениях чуть ли не со всеми монархами Европы, а король Англии и император Германии вообще были двоюродными братьями царя. Рискну выразить предположение, что, наверное, родственники были бы и рады приютить царское семейство, но воспротивились свои финансовые (британские и немецкие) олигархи, которые увидели в нашей революции возможность избавиться от богатых вкладчиков, дабы без проблем присвоить их денежки. Поэтому родственники, под самыми разными «благовидными» предлогами, царю в эмиграции отказали.
Таким образом, буржуазное стремление царской семьи делать из денег деньги сыграло с ним очень жестокую шутку. Тем не менее главный финансист семьи, царица Александра, до самого конца оставалась верной себе. «Александра Фёдоровна так и не сдала никому ни одного счёта, ни одного адреса, ни одного банковского шифра, ни одного доверенного лица по царским зарубежным вкладам. Даже будучи по арестом, императрица постаралась спрятать драгоценности на миллионы рублей у доверенных лиц да зашить в бельё дочерям килограммы драгоценных камней», – пишет Фетисов…
…Вот такая история. Ещё раз повторю – я не являюсь ни поклонником, ни противником Николая Второго. Но то, что его неслыханные личные финансовые богатства не принесли никакой пользы России – неоспоримый факт. Погоня за личным благополучием семьи обернулась финансированием чужой банковской системы и чужих экономик, от чего самой России не было ни малейшей пользы. Согласитесь, что как правителя страны этот поступок царя, мягко говоря, не красит…
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, была ли революция 1917 года законной.