Легенды и реальность: как появились старинные съезды Нижнего Новгорода
Газета "Нижегородская правда" №30 от 25.05.2022
Подписка на газетуСъезды в Нижнем Новгороде, городе на семи холмах, появились ещё в XIX веке. Они не только объединили верхнюю и нижнюю части города, но и подчеркнули его уникальный ландшафт. Интересно, что большинство съездов были устроены по приказу императора Николая I. Впрочем, многие значительные перемены в городе происходили именно после визитов императоров.
Император попал в пробку
Ивановский съезд – старейший в Нижнем Новгороде. Долгое время именно он был главной улицей, по которой повозки с грузами двигались от речных причалов к Московскому тракту. Иногда этот съезд называли ещё Кремлёвским, потому что большая часть пути пролегала как раз по территории кремля.
Существует легенда, согласно которой в 1834 году царский экипаж Николая I на несколько часов застрял в грязи на Ивановском съезде среди грузовых подвод.
«За это время император успел издать 33 указа по благоустройству города. После этих распоряжений в течение нескольких лет были обустроены объездные пути, позволившие частично разгрузить Нижегородский кремль», – рассказывается на сайте кремля. В частности, император приказал вымостить Ивановский съезд, где застрял его экипаж.
Вообще Ивановский съезд связан со многими ключевыми событиями в истории нашего города. Нижегородцам и гостям города это место хорошо знакомо по картине Константина Маковского «Воззвание Минина». К 800‑летию Нижнего Новгорода была проведена масштабная реконструкция съезда, которая позволила вернуть ему исторический облик. Сегодня здесь не ездят повозки, зато это комфортная территория для прогулок и пешеходных экскурсий.
Деловые парковые дороги
Известно, что когда Николай I впервые посетил Нижний Новгород, впечатление у него от города было не самым лучшим, и дело не только в съездах. «У вас в Нижнем природа сделала всё, чтобы украсить город, а люди сделали всё, чтобы его испортить», – отметил глава государства Российского. В итоге Николай I потребовал план города и собственноручно начертил на нём необходимые исправления. Остальные указания дал устно. Всего получилось 88 пунктов «Об устройстве губернского города Нижнего Новгорода». Речь шла не только о переустройстве улиц, дорог, зданий. Тогда же были отданы указания об обустройстве четырёх новых съездов – Георгиевского, Казанского, Зеленского и Похвалинского.
Первые два стали главными деловыми парковыми дорогами Александровского сада, который, кстати, тоже появился благодаря Николаю I. Император повелел снести избы, дворы и огороды, разбросанные на склонах и обрывах Дятловых гор, обращённых к Волге. «Ваши дома на меня задами смотрят!» – заявил император. Домишки, расположенные по склону горы, действительно были обращены на реку не фасадами, а задами. На освобождённой территории разбили сад в английском стиле. Тогда же появились Георгиевский и Казанский съезды.
Название Георгиевский съезд получил по одноимённой башне кремля, от которой и начиналась дорога. Сегодня этот съезд несколько утратил свою функцию, здесь не так много автомобилей, и куда чаще он используется нижегородцами и гостями города как пешеходный ближайший путь к Волге. Зато Казанский съезд – по-прежнему деловая дорога. Не менее важна она оказалась и в XIX веке. Тогда там, где сегодня расположена площадь Сенная, была окраина города. И Казанский съезд стал не только дорогой к Нижнему Посаду, но и к Нижегородской ярмарке. Название съезд получил благодаря Казанскому тракту, на который выходила дорога. В некоторых источниках можно встретить название Печёрский, и это тоже объяснимо – рядом Печёрский монастырь.
Пошли в обход
Зеленский съезд проложили по дну рва, который когда-то окружал Нижегородский кремль. Новая дорога соединила Благовещенскую площадь (ныне Минина и Пожарского) с Нижневолжской набережной в объезд кремля. Более точное название съезда – Зелейный. А всё из-за порохового склада и водяной мельницы – Зелейного двора, расположенного в Почаинском овраге. Почему зелейный? Да просто порох раньше именовали зелье. В народе, кстати, этот съезд ещё часто именуют трубой, преимущественно из-за того, что он очень узкий.
Закончили обустройство съезда в 1839 году, и он существенно разгрузил Ивановский, став одной из главных дорог, соединяющих верхнюю и нижнюю части старого города.
«Зеленский съезд, простирающийся почти на версту, устроен превосходно: он чрезвычайно отлог, почему весьма и удобен для подъёма на гору тяжёлых возов; над ним справа высится кремль, окаймлённый бульваром, а слева – гора с террасой, которая по обрыву крутым уступом спускается в Почаинский овраг. Зеленский съезд выходит на Нижний базар несколько выше Рождественской улицы, у самой Казанской церкви», – писал историк Николай Храмцовский.
Похвалинский съезд тоже появился после визита императора в Нижний Новгород. Съезд связывает современную улицу Маслякова с Канавинским (прежде плашкоутным) мостом. Своё название съезд получил благодаря церкви «Похвалы Пресвятой Богородицы».
Основным предназначением его был спуск грузов, шедших с Муромско-Московского и Арзамасского трактов на Нижегородскую ярмарку, без захода в город. Говоря современным языком, это была объездная дорога.
«Похвалинский съезд начинается рядом с Похвалинской улицей и оканчивается … на площади у Кунавинского перевоза. Он проложен по оврагу, известному в старину под названием Гремячего: как овраг, так и самая гора носили название Гремячих – по ключу, который протекал в овраге и гремел – журчал довольно сильно. В конце съезда стоит часовня Святого Алексия Митрополита», – пишет историк Храмцовский. Часовня не сохранилась, а вот съезд – настоящая транспортная артерия, которая теперь уже расположена в центре города.
Вошли в современность
А вот Почтовый съезд хоть и появился очень давно – на генплане города он был обозначен ещё в 1799 году, а обустроен в первой половине XIX века, – сегодня используется мало. Историческое название Успенский ему было дано в честь расположенной неподалёку Успенской церкви. Самое известное здание на этом съезде, конечно, домик Каширина – деда писателя Максима Горького. Сегодня в нём музей-квартира – одно из самых посещаемых туристами и нижегородцами мест.
Чуть выше Рождественской, на пересечении с Зеленским съездом начинался Ильинский. В конце XIX его объединили с улицей Ильинской. Ну а в советское время появился Окский съезд. Он один из самых молодых, но не менее востребованных. Кроме этого именно с него открывается один из самых красивых видов на заречную часть города.
…Удивительно, но все знаковые съезды, которые когда-то нанесли на генеральный план города в XIX веке, до сих пор активно используются, играя важнейшую роль в транспортном сообщении. Кстати, Окский съезд также был отремонтирован к юбилею города, а вот в этом году в порядок обещают привести Похвалинский.
О знаковых местах Нижнего Новгорода читайте в нашем неформальном путеводителе «Нижний в кармане» на сайте pravda-nn.ru.