Не остались в долгу: нижегородцы стали чаще признавать себя банкротами
Газета "Новое дело" №42 от 28.10.2021
Подписка на газетуПроцедура банкротства набирает популярность в Нижегородской области. Всё чаще к ней прибегают не только крупные компании или производства, но и простые нижегородцы, оказавшиеся в трудной финансовой ситуации. Несмотря на это, рост отмечается постепенный – сильного всплеска банкротств во второй пандемийный год в Нижегородской области так и не случилось.
Свели счёты
Нижегородка Елизавета Глухова новости о новом карантине воспринимает болезненно. Распространение пандемии в прошлом году фактически уничтожило её бизнес: не вернувшись на госслужбу после рождения второго сына, Елизавета оформила статус индивидуального предпринимателя и ушла в сферу красоты.
Первые же несколько месяцев работы мастером по наращиванию ресниц показали колоссальный успех: нижегородка даже арендовала студию в родном микрорайоне «Мещерское озеро» и начала проводить обучение молодых специалистов. Но с ростом заболеваемости прошлой весной клиентов у Елизаветы становилось меньше с каждой неделей.
Чтобы работать в соответствии с новыми ужесточёнными мерами, Глухова оборудовала салон камерами, но спрос на услуги это не повысило. К началу этого года на Елизавете числилось уже два кредита, один из которых она взяла на развитие бизнеса. Глуховой даже пришлось съехать из арендуемого салона, но платить по долгам всё равно было нечем.
К финансовому кризису добавился и семейный – от женщины ушёл супруг. Скромных алиментов хватало лишь на еду и оплату бытовых услуг, а между тем по телефонам представители банков сообщали, что уже передали дело в суд и готовятся отправить к Лизе коллекторов. Тогда одна из бывших клиенток и подсказала Глуховой идею банкротства. Под условия она подходила: имущества в собственности у Елизаветы не было, прописка вместе с детьми значилась в квартире у родителей.
– Объявления о фирмах, предлагающих помочь с банкротством, сейчас чуть ли не на каждом шагу висят, – рассказала Глухова. – Но в первой же компании с меня начали требовать почти 70 тысяч рублей за назначение мне финансового управляющего и всю процедуру. Наверное, если бы у меня была такая сумма, проблем с выплатами кредитов я бы не испытывала.
Тогда Лиза записалась к специалистам МФЦ и подала документы и заявление в одном из отделений. Дело Елизаветы, общий долг которой к тому моменту составлял около 400 тысяч рублей, попало под упрощённую процедуру, введённую с 1 сентября прошлого года.
Долг платежом опасен
Согласно введённым в федеральный закон поправкам, должники с суммами от 50 до 500 тысяч рублей могут признать себя банкротами через любое отделение МФЦ. Но есть и определённые условия. Так, заявлению о банкротстве предшествует завершённое исполнительное производство, то есть заёмщик должен пройти через судебное разбирательство по иску банка или МФО, и судебные приставы должны вынести постановление о невозможности взыскания.
В таком случае достаточно подать соответствующее заявление, и через 6 месяцев после регистрации дела должник освобождается от денежных обязательств. За этот период банк вправе самостоятельно ещё раз проверить, действительно ли отсутствует имущество и накопления у банкрота и списать с него нечего.
Для тех же, у кого сумма долгов превышает полмиллиона рублей, действует прежняя схема. Сначала подаётся заявление в Арбитражный суд по месту жительства, где уже и принимают дальнейшие решения. Если у должника есть постоянный доход, то ему могут назначить рассрочку долгов. Но если ни источников средств, ни имущества у обратившегося нет, то его признают банкротом, списав все долги. После подачи заявления должнику больше не начисляются проценты, пени и штрафы, поэтому размер долга не растёт.
Таким способом банкротства в Нижегородской области воспользовалась не только Елизавета – за год с прошлого сентября в регионе было инициировано 63 внесудебных банкротства должников. Еще 102 заявления вернулись нижегородцам – их случаи не подошли под одно из условий. Лидерами же по общему числу внесудебных процедур с сентября 2020 года, по данным статистики Федресурса, стали Омская область (327 шт.), Челябинская область (256 шт.), Пермский край (179 шт.).
Суд да дело
Рост отмечается и в «судебных» банкротствах. В Нижегородской области банкротами за 9 месяцев этого года стали 3036 человек, а в прошлом году это число было на 48,3% меньше.
Больше всего банкротов в январе-сентябре 2021 года было в Москве (7402), Московской области (7315), Краснодарском крае (6882), Санкт-Петербурге (6086).
– Банкротство граждан продолжает набирать популярность, но существенного всплеска под влиянием пандемии не наблюдается, видимо, пострадавшим от неё гражданам удалось урегулировать свои долги с кредиторами, – считает руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин.
Тем не менее, по стране рост отмечен почти в два раза – банкротами стали 137 тысяч 485 человек. А за весь период существования процедуры потребительского банкротства, с октября 2015 года, несостоятельными признали себя уже более 400 тысяч.
Кроме того, с 1 февраля 2022 года вступит в силу закон, который даст должнику возможность сохранить ежемесячный доход в размере прожиточного минимума при взыскании долгов приставами. А значит, на банкротство сможет решиться большее количество людей.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, почему почему банк может простить долг.