Неизлечимый оптимист: Майкл Джей Фокс отметил 60-летие
Газета "Новое дело" №22 от 10.06.2021
Подписка на газетуОн всегда считал себя счастливчиком. А как же иначе – без каких-либо связей и даже актёрского образования Майкл Фокс практически в одночасье покорил Голливуд. Его Марти Макфлай из легендарной картины «Назад в будущее» до сих пор является одним из самых любимых героев, причём у публики самых различных возрастов.
Судьба, правда, попыталась было оспорить у него это гордое звание, подкосив в самом расцвете карьеры неизлечимым недугом. Но Майкл Фокс, которому 9 июня стукнуло 60 лет, всё равно продолжает верить в своё везение.
Майкл атакует
Нет, поначалу, конечно, Майкл вовсе не относил себя к везунчикам. Тем более что его заветная мечта (как, впрочем, и большинства других мальчишек Ванкувера, где жила будущая знаменитость) – стать хоккеистом – очень рано пошла прахом. Майкл изо всех сил выкладывался на тренировках, но безуспешно – с его 149 сантиметрами роста шансы добиться в хоккее каких-либо успехов были равны нулю.
Но не успел Майкл погоревать по поводу крушения заветной мечты, как его пригласили сниматься на местное телевидение. Так началось его восхождение к славе. Позже продюсер очередного телепроекта, в котором снимался Фокс, надоумил его отправиться попытать счастья в Голливуд. Не сомневаясь в собственном везении, Майкл совету внял.
Судьба, правда, не сразу подарила ему свою благосклонную улыбку. Он проваливал один кастинг за другим. А чтобы сводить концы с концами, устроился работать официантом в одну из забегаловок. Зарплаты официанта упорно не хватало, и Фоксу пришлось даже распродать всю мебель, а самому спать прямо на расстеленном на полу одеяле.
Но и эта чёрная полоса в его жизни продлилась недолго. Судьбоносный телефонный звонок настиг его прямо в родной забегаловке. Его утвердили на главную роль в сериал «Семейные узы». Майкл Джей сразу пришёлся по вкусу публике, а рейтинг сериала принялся набирать обороты. Вскоре его смотрела уже треть американских зрителей.
И надо же так было случиться, что среди этой трети оказался молодой сценарист Роберт Земекис.
Они со сценаристом Бобом Гейлом вовсю пытались пристроить сценарий фильма «Назад в будущее» о приключениях подростка Марти Макфлая во времени. У продюсеров сценарий не вызывал никакого восторга. И только знаменитый режиссёр и уже успешный продюсер Стивен Спилберг сумел разглядеть, что это сценарий будущего хита.
На роль подростка Марти Макфлая сразу же было решено позвать 24-летнего Майкла Фокса. Но продюсер «Семейных уз» наотрез отказался делиться актёром. Тогда на роль пришлось утвердить Эрика Штольца. Однако уже после месяца съёмок стало очевидно, что с ролью он не справляется. И тогда Земекис с Гейлом вновь отправились на поклон к продюсеру «Семейных уз». На этот раз он оказался благосклоннее и разрешил Фоксу совмещать съёмки сразу в двух проектах.
Успех картины и самого Майкла был оглушительным. После этого уже даже самый отъявленный скептик не смог бы сказать, что ему не везёт.
Семейные узы
К моменту выхода второй части фильма Майкл Фокс мог похвастаться ещё одной удачей – женитьбой на Трейси Поллан. Впервые они встретились ещё на съёмках всё тех же «Семейных уз». И хотя яркая блондинка с мелкими кудряшками произвела на него неизгладимое впечатление, отношения поначалу не заладились. Майкл нечаянно нахамил Трейси. Та обиделась. Потом, правда, простила. Но поскольку в то время она встречалась с красавчиком Кевином Бейконом, Майкл даже не стал пытаться за ней приударить.
Спустя несколько лет судьба вновь свела их на съёмках фильма «Яркие огни, большой город». К этому времени Трейси уже рассталась со своим смазливым кавалером. И Майкл этот шанс не упустил.
Вскоре после свадьбы Трейси подарила Майклу сына.
Конечно, он был преданным мужем и отцом. Но всё же не настолько, чтобы ради любимой семьи отказаться от многочисленных тусовок и загулов, где он мог в полной мере ощутить силу своей популярности и внятный вкус успеха.
Терпение Трейси постепенно близилось к концу. «Я в любом случае понимала, что не смогу так дольше», – признавалась она недавно.
В то утро после бурно проведённой ночи с коллегами по съёмочной площадке «Доктор Голливуд» Майкл впервые обратил внимание на то, что у него дрожит мизинец. Доктор, к которому Фокс отправился за консультацией, поначалу не увидел в этом ничего страшного – скорее всего, следствие переутомления.
Но дрожь не проходила, а вскоре она охватила и всю кисть руки. Тогда-то Фоксу и был поставлен диагноз, ставший для него настоящим приговором, – болезнь Паркинсона. Недуг, полностью разрушающий мозг. Обычно эта болезнь наступает лет в 50 или 60. Но никак не в 30!
Поначалу ошарашенный Фокс глушил ужас известия выпивкой. Его пугала не столько безрадостность собственной судьбы, сколько чувство вины перед Трейси. «Я не знал, что мне со всем этим делать. Я думал: «Получается, я втащил в свою жизнь эту женщину, у нас сразу появился ребёнок, а теперь у меня начинается такое?» Мне было гораздо проще быть всё время навеселе и не думать о том, что происходит вокруг», – делился он позже.
Трейси же больше всего переживала как раз из-за беспробудного пьянства мужа. Её терпение вот-вот готово было лопнуть. Однажды он проснулся и увидел на лице жены вместо ожидаемого осуждения спокойное равнодушие. «Это то, чем ты хочешь быть?» – спросила она и вышла из дома. И Майкл, по его словам, понял, что достиг дна. Тогда он решил лечиться от алкоголизма. С тех пор он не пьёт уже почти 30 лет.
Но справиться с алкоголизмом оказалось куда проще, чем с наступающим недугом. Болезнь захватывала его постепенно, отвоёвывая всё новые и новые позиции.
Назад к будущему
Несмотря на это, Майклу ещё несколько лет удавалось скрывать от публики свой диагноз. Было страшно в одночасье превратиться в глазах публики из успешного счастливчика в обречённого инвалида.
На телешоу «Кручёный город», где он выступал не только как актёр, но и как продюсер, Майклу стоило громадных усилий скрывать предательское дрожание рук. Левую руку он старался всё время держать в кармане и лишь иногда с трудом прикладывал её к колену. Спазмы лицевых мышц становились всё чаще. В этот момент его лицо становилось неподвижным, по студии даже поползли слухи, что Фокс подсел на кокаин.
И Майкл отважился на самое мучительное признание в своей жизни. В одном из журналов он официально заявил, что вот уже семь лет живёт с диагнозом болезнь Паркинсона. И сколько времени судьба отведёт ему на деятельное существование, сказать сложно.
После этого Майкл покинул проект. Отныне в его жизни больше не было место для съёмок. Фокс организовал свой фонд для помощи страдающим болезнью Паркинсона. Этот фонд и семья стали главным местом приложения его сил.
Тем более что семья Майкла Фокса стремительно разрасталась. Даже узнав о страшном диагнозе мужа, Трейси не отказалась от идеи родить ещё одного ребёнка. Так на свет появились близняшки Скайлер и Аквинна, а позже ещё и малышка Эсме Аннабель.
Поначалу ему становилось всё хуже и хуже, врачи даже подумывали об операции на мозге. Но потом появились новые препараты, которые позволяли снимать спазмы. И Фокс вновь получил шанс вернуться к зрителям.
Шестнадцать лет назад он вновь начал понемногу сниматься. Конечно, роли были небольшими, а в некоторых сериалах он и вовсе играл парализованного, но тем не менее это было его торжеством над недугом.
В 2013 году он и вовсе отважился на сумасшедший поступок. Принял приглашение продюсера Сэма Лейборна в телешоу, где ему предстояло сыграть по сути самого себя – журналиста, который, несмотря на болезнь Паркинсона, возвращается к работе на новостной канал.
Шоу получило премию «Выбор телевизионных критиков» в категории «Самое волнующее новое шоу», а сам Майкл был номинирован на премию «Золотой глобус» как «Лучший актёр в комедийном шоу». Правда, телеканал вынужден был снять сериал из-за не слишком высоких рейтингов. Но сам Майкл Фокс по этому поводу не переживал.
Он нашёл способ заниматься творчеством – пишет мемуары. В прошлом году вышла его четвёртая книга «Всегда глядя вперед. Приключения неизлечимого оптимиста».
«Счастье прямо пропорционально твоей способности принять всё таким, какое оно есть, и обратно пропорционально нетерпению и ожиданиям», – считает Майкл Фокс.
И поэтому он по-прежнему ощущает себя редким счастливчиком.