Нижегородка рассказала, как стала мамой для четверых приемных детей
Газета "Нижегородская правда" №70 от 29.11.23
Подписка на газетуУ Татьяны Николаевны Лапаевой из Ковернинского округа четверо приёмных детей, которых они с мужем воспитывают практически с пелёнок. Все они – успешные ребята, которые хорошо учатся, занимаются спортом, помогают родителям во всех делах. Это большая счастливая семья, в которой все вопросы обсуждают открыто.
Три дочки и сыночек
А началось всё с большого горя, когда 16 лет назад трагически погиб младший сын Татьяны Николаевны.
«Мне тогда так тяжело было, что жить не хотелось, – рассказывает она. – Мой старший сын был уже взрослый, жил отдельно, и я решила взять из детского дома девочку. Муж и сын меня поддержали. Поехали смотреть двухлетнюю малышку, о которой узнали в органах опеки, а оказалось, у неё есть годовалая сестрёнка. Слабенькая, болезненная. Их забрали у родителей, лишенных прав, девочки находились в больнице перед переводом в детский дом. Мы забрали обеих».
Так в семье появились погодки Катя и Нина. Только они подросли и окрепли, как через пять лет в органах опеки супругам предложили хотя бы временно взять ещё двоих деток – шестилетнего Максимку и его двухлетнюю сестрёнку Настю, потому что закрывали больницу, в которой их обследовали перед направлением в детдом.
«Я сначала испугалась, думала, не справлюсь с четырьмя, но старший сын и сноха меня уговорили: «Бери, мам, мы помогать будем», – вспоминает Татьяна Николаевна. – Дети меня с первого дня стали мамой звать. Сначала Настюшка. А Максимке-то уже шесть было, родную маму он хорошо помнил. И вот май стоял, мы пошли с ним в огород, я спрашиваю его: «Будешь мне картошку помогать сажать?». Он согласился и спрашивает: «Можно я тебя, как Настя, мамой буду называть?».
С появлением детей Лапаевы перестроили дом, чтобы у всех была своя комната, купили вторую машину, чтобы Татьяна Николаевна могла возить детей в Ковернино.
Не чужие – свои!
Сейчас старшая дочка Катя учится на третьем курсе в Городецком колледже на педагогическом, круглая отличница. Её сестрёнка Нина получает профессию швеи, увлекается спортом, занимает первые места на соревнованиях по волейболу, бегу, лыжам. Максим – девятиклассник, тоже любит спорт, правда, сейчас всё время посвящает учёбе, родители даже репетиторов привлекли, чтобы он хорошо сдал экзамены. Младшей Насте – 13, она ходит в танцевальный кружок.
«Мои дети никогда ни в чём плохом замечены не были – ни в школе, ни в колледже, хотя их родители были лишены прав за алкоголизм, – говорит Татьяна Николаевна. – Да и у нас не с кого брать плохой пример: ни мой муж, ни старший 40‑летний сын не пьют и не курят. И я детям всегда говорю, что пример надо брать не с тех, кто родил, а с тех, кто воспитал».
В семье большое подсобное хозяйство – индюки, куры, огород с большой теплицей, и дети первые помощники во всём: и птиц накормят-напоят, и по огородным делам вместе, и на мотоблоке могут работать, и на газонокосилке.
«Меня многие спрашивают: тебе, наверное, так тяжело, ведь четверо детей! Но вы не представляете, как мне легко с ними! – улыбается многодетная мама. – Даже бельё из машинки развесить вперёд меня бегут. Когда они были маленькими, мне приходилось много убираться, стирать, готовить, но я не замечала, как летят дни. А сейчас они – мои лучшие помощники. По дому они вообще сами управляются, свою комнату каждый сам убирает, общую гостиную вместе. Запустить стиралку и посудомоечную машину каждый может, гладит каждый себе сам, ещё и папе могут погладить. А Настя у нас лучшая по кухне – так, как она, никто не приберёт. У нас два банных дня – среда и суббота (кроме ванной комнаты у нас есть и своя баня). В эти дни они сами всё пропылесосят, протрут, помоют окошки. У кого нет детей, тот просто не представляет, что такое дети в семье! Я всегда говорю: не бойтесь брать чужих детей, они обязательно станут своими».
Любовь всеобъемлющая
Татьяна Николаевна никогда не скрывала от детей, что они приёмные – всё равно же люди скажут.
« У нас есть семейная традиция: вечером все вместе садимся чаёвничать и рассказываем, как прошёл день, кто чем занимался, – рассказывает она. – И дети нас спрашивали, почему родители их оставили. Я никогда не говорю им ничего плохого о родных, просто отвечаю, что им было трудно их воспитывать. Сейчас их родителей уже нет в живых, но раньше я предлагала им съездить познакомиться, мы смотрели передачи, как взрослые дети ищут своих биологических родителей. Но мои дети сами не захотели. Иногда вообще забывают, что они приёмные, то и дело говорят «я в маму», «а я в папу». А когда я их осторожно приучаю к мысли, что они станут взрослыми и будут жить самостоятельно, как мой старший сын, это вызывает у них шок: как это жить не с мамой?»
У ребят есть кровные родственники, которые иногда им звонят, поздравляют с праздниками, но никогда не выражают желания приехать посмотреть на них. И это тоже обсуждается в семье открыто.
«Раньше я никогда бы не подумала, что смогу так полюбить чужих детей, – признаётся Татьяна Николаевна. – Но они стали для меня как глоток воздуха, как стакан воды. Я уверена, что эти дети никогда не предадут. Я не знаю, как бы я без них жила».