Светлана Ефремова из Нижнего Новгорода — Каково быть единственной женщиной-инспектором танкерного флота
Газета "Земля Нижегородская"
Подписка на газетуВ далеком прошлом остались времена, когда женщинам приходилось доказывать, что они могут выполнять ту или иную работу, заниматься тем, чем нравится. Сейчас они трудятся программистами, машинистами электропоездов, водителями грузовиков, механиками. Но есть профессии, где представительниц прекрасного пола традиционно мало. Одна из таких — флот, но и тут бывают исключения.
Нижегородка Светлана Ефремова — главный специалист отдела качества и веттинг-контроля в «Волжском пароходстве», единственная женщина в России, работающая в этой профессии. В преддверии 8 Марта мы поговорили со Светланой о работе на танкерном флоте, вопросах безопасности, любви к своему делу и непростых решениях в жизни.
Практику проходила матросом
Отправляясь в очередную командировку, Светлана кладет в дорожную сумку детские книги. Перелет в Ростов-на-Дону, Анапу, Санкт-Петербург или другой город, дорога в порт на судно, которое уходит в очередной рейс. За следующие несколько дней предстоит многое сделать — провести полную инспекцию по безопасности на судне, опросить и проинструктировать экипаж. Вечером, придя в каюту, Светлана звонит сыну, который остается с папой. Боре пять лет, он любит фантазировать, увлекается техникой и, конечно, ему интересно, как там мама — в море. Света по видео-связи показывает сыну судно, а потом читает ему захваченную из дома книжку. Наверное, в этим минуты им кажется, что расстояние, которые их разделяет, не так велико…
В детстве Светлана жила на Автозаводе, ходила в школу, занималась фигурным катанием. Мама, преподаватель музыки, предлагала ей идти учиться на культуролога. Но Света мечтала о чем-то необычном, она понимала, что ей не подходит спокойная работа в офисе. Возможно, хотелось доказать, что на многое способна. Думала поступать в военный вуз, но потом выбрала Волжский государственный университет водного транспорта. Родители не стали препятствовать выбору.
- Когда подавала документы на судоводительский факультет, меня попросили написать заявление на имя министра транспорта страны, видимо, потому что девушки туда редко поступают, — рассказывает Светлана. — Практику проходила матросом. Очень гордилась тем, что в Черном море на палубе ржавчину отбиваю, а не нахожусь в «тепличных условиях». Тяжело было физически, когда швартовали судно, поэтому меня ставили вдвоем с другим практикантом. На курсе была единственной девушкой, получившей диплом инженера-судоводителя. Но на курс младше уже учились две студентки.
После окончания вуза Света хотела пойти работать в МЧС, но не было вакансий. Поэтому устроилась по специальности, на флот — вахтенным помощником капитана. Ходила на танкерах по Черному, Мраморному, Азовскому морях, многим рекам России, штурманом стояла на вахте, управляла судном.
- Однажды мы шли на авторулевом управлении в Керченском проливе, одна была на мостике, — Света вспоминает необычный случай. — И вдруг гирокомпас, от которого работает авторулевой, вышел из меридиана, судно стало разворачиваться. Мы могли сесть на мель. Буквально несколько секунд не понимала, что происходит, все датчики среагировали. Пришлось быстро принимать решение: переключилась на ручное управление судном. Прибежал капитан, из своей каюты он увидел, что происходит.
Не всегда члены команды с пониманием относились к тому, что помощник капитана — девушка. Один раз матрос отказался вместе с ней стоять на вахте, сказал, что не хочет подчиняться девчонке, ему пришлось поменяться местами с другим матросом.
Когда Света вышла замуж, с флота пришлось уйти — муж был против того, что она на долгие месяцы будет уходить в рейсы. Но вскоре устроилась в службу эксплуатации в судоходную компанию «ВФ Танкер», которая четыре года назад вошла в состав «Волжского пароходства».
Безопасность — моя ценность
Светлану Ефремову пригласили работать в отдел веттинга, который ведет контроль за техническим состоянием судов и уровнем профессионализма экипажей. Здесь требовались знания танкеров и английского языка, которым Света свободно владеет. В компании ее приход на эту должность был экспериментом: до нее женщины никогда не проводили инспекции на судах. Но она справилась. Сейчас Светлана Ефремова — единственная в России женщина — специалист по веттинг-контролю на танкерном флоте. Работа эта непростая и очень ответственная: от того, как проведена инспекция, зависит безопасность судна, команды, окружающей среды и фрахтование судна.
- Танкеры перевозят нефть и нефтепродукты, технические масла и химию, — рассказывает профессионал. — К сожалению, происшествия на судах могут привести к взрывам, пожарам, экологическим катастрофам, когда происходит разлив нефтепродуктов. Чтобы избежать инцидентов, создан международный морской форум нефтяных компаний (OCIMF). Мы проводим проверки по опроснику, разработанному этим объединением, прежде чем танкер будет зафрахтован компанией для перевозки грузов, он должен соответствовать всем международным требованиям. Инспекция включает обследование его технического состояния, документации, знаний экипажа.
Когда Светлана приезжает на танкер ей нужно проверить системы навигации и связи, вместе с членами команды провести различные технические тесты, проверить судовые журналы, поговорить с людьми, спросить, как они будут поступать в тех или иных ситуациях, дать рекомендации.
- Я зануда в том, что касается системы управления безопасностью и настаиваю, чтобы все в точности соблюдалось, — говорит специалист. — Но всегда приезжаю на суда с позитивным настроем и с большим уважением отношусь к экипажу. Понимаю, что им непросто, они по четыре месяца живут на судне, должны не только обеспечивать его непрерывную работу и движение, но и заполнять множество бумаг, соблюдать требования: не курить в неположенных местах, выходить на палубу только в каске и так далее. Поэтому моя задача не устраивать санкции, а помочь команде. Возможно, тут и полезны так называемые женские качества — умение понять чувства и переживания другого человека, поставить себя на его место.
Светлана признается, что поначалу ей приходилось преодолевать себя — было сложно подойти к капитану и указать ему на недочеты. Помог разговор с собой: ей поручена эта работа, а значит, она несет ответственность.
Светлана — неравнодушная и инициативная, она непросто идет по течению, а старается предлагать в работе что-то новое, что может сделать ее лучше. По итогам 2021 года специалист получила премию «Признание» своей компании в номинации «Безопасность — моя ценность».
Путь во льдах
Не вооруженным взглядом видно, что Светлана увлечена своим делом, может подолгу рассказывать о судах, своей работе, путешествиях. Даже в отпуске она старается поехать туда, где есть порт и можно гулять по набережным, смотреть на суда, которые стоят на рейде. Море не отпускает. В свободное время читает научно-популярную литературу, ходит на концерты классической музыки, на выставки, в театр. Вдумчиво относится к тому, что происходит в жизни.
- Мне нравятся командировки на суда, — говорит она. — Это особый мир. Интересно само устройство судно и то, что видишь вокруг. Невозможно забыть свежесть речного ветра, пейзажи, которые проплывают по берегам. Одна из последних поездок в феврале была на Балтийское море. Танкер шел из Санкт-Петербурга в эстонский порт. На обратном маршруте в Финском заливе судно встало во льдах. Путь освобождали ледоколы. Первый раз ходила по северному морю, видела морского котика на льдине, это удивительные впечатления.
Светлана показывает фотографии. На одном снимке она в рубке с экипажем, на другой — в бушлате и каске на палубе, а вокруг вздымаются холодные морские волны. В работе на флоте безусловно требуется смелость. Светлана считает, что нет мужских и женских профессий, все зависит от самого человека, его личных предпочтений и характера. С этим сложно не согласиться. Как сказал японский писатель Харуки Мураками: «Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету. И пока не поздно, не забывайте о том, что дело всей жизни — это не дело, а жизнь».
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как трансформировался образ жены в современном обществе.