Почему Ирина Мирошниченко предпочла всем мужчинам одиночество
Газета "Новое дело" №29 от 28.07.2022
Подписка на газетуОдин раз увидев эту актрису на экране, её невозможно забыть или с кем-то перепутать. Роскошные белокурые волосы, стройная фигура, выразительные глаза – казалось, женщина с такой внешностью просто обречена на счастье. Но в жизни она доставила Ирине Мирошниченко немало хлопот. Её образ считали слишком «не советским» для того, чтобы приглашать на главные роли. А отношения с мужчинами у красавицы Мирошниченко складывались настолько запутанно, что ей так и не удалось построить простого семейного счастья. Так что же получается: красота – это дар или проклятие?
Простая аристократка
Возможно, она просто была рождена не для семьи, а для сцены. И в этом, кстати, была уверена мать Ирины, когда-то тоже мечтавшая стать актрисой. Отец был военным и подолгу отсутствовал дома, а мама все силы вкладывала в воспитание детей – Ирины и её брата.
Жили они в Москве в маленькой девятиметровой комнатке в коммуналке. Детство Ирины пришлось на голодное военное время. Маме иногда даже приходилось жарить драники из очистков картошки на машинном масле. При этом она делала всё, чтобы дочь получила профессию, о которой когда-то мечтала она сама. Из старой одежды мать создавала Ирочке такие наряды, что она могла чувствовать себя настоящей принцессой. Мама же нашла возможность выучить Ирину музыке и французскому языку.
«Ты должна ощущать себя королевой. Что бы ни случилось – пусть все думают, что у тебя всё хорошо», – наставляла мать будущую знаменитость.
Возможно, именно такое воспитание заставляло многих думать, что Ирина – потомственная аристократка. Сама же она уверяла всегда, что родом из простой московской семьи.
Ещё в школе Мирошниченко занималась в театральной студии, а потом с первого раза поступила в школу-студию МХАТ.
В творческих кругах эффектную студентку оценили сразу. Уже на третьем курсе Ирина снялась в крошечной роли у Данелии в фильме «Я шагаю по Москве». Хотя съёмки для студентов в те времена были под запретом, и Мирошниченко едва не вылетела из института.
«Ира казалась очень независимой, и во всём её облике была такая неприступная красота, что во время съёмок мы не рисковали за ней ухаживать», – вспоминал снимавшийся с ней Никита Михалков.
Сразу после окончания вуза Мирошниченко приняли во МХАТ, где ей достались роли в пьесах Антона Чехова и Оскара Уайльда. Звали Ирину и в кино – её пригласили на роль в фильм о разведчиках «Их знали только в лицо». В этот момент Мирошниченко впервые пришлось выбирать: карьера или личная жизнь. Ведь, как оказалось, она была беременна…
Свободный полёт
С драматургом Михаилом Шатровым Ирина познакомилась, ещё учась в десятом классе. В ту пору она занималась в студии при «Ленкоме». Там как раз репетировали пьесу Шатрова «Глеб Космачев», а Мирошниченко играла главную роль. Сам драматург был одним из руководителей студии.
Шатров был на девять лет старше девушки и умел красиво ухаживать.
«Он приглашал меня в театр, водил в ресторан, – делилась актриса. – Мне просто было интересно, тепло и хорошо, но ни о какой страсти речи не было».
Едва Ирине исполнилось 18, Михаил предложил ей руку и сердце. Так её первые отношения с мужчиной сразу превратились в серьёзный опыт. Родители не возражали против замужества – Шатров был мудрым, заботливым, порядочным и всячески поддерживал её в стремлении развиваться и делать карьеру.
Когда Мирошниченко пригласили сниматься в фильме «Их знали только в лицо», он сам предложил ей сделать аборт, чтобы продолжить работу. Мать тоже считала, что сначала нужно «кем-то стать», а уже потом заводить ребёнка. Решение было принято, и в семье старались никогда о нём не вспоминать.
А карьера Ирины уверенно шла в гору – в том же году она получила роль Марии Магдалины в «Андрее Рублёве». Потом были «Ошибка резидента», «Дядя Ваня», «Миссия в Кабуле». Мирошниченко становилась настоящей звездой. А мужчины вокруг неизменно попадали под её обаяние. И однажды это сыграло роковую роль.
На съёмках фильма «Это сладкое слово «свобода» у 30-летней Ирины вспыхнул роман с 40-летним режиссёром Витаутасом Жалакявичюсом. Коллеги чувствовали, как между ними буквально электризуется воздух. Это была та самая страсть, которой Мирошниченко не хватило в юности.
«Не сходи с ума, у тебя прекрасный муж!» – умоляла мать. Но влюблённых было уж не остановить. Витаутас ради неё оставил жену и детей, а Ирина объявила Шатрову, что полюбила другого. Позже она признавалась – попытайся он остановить её, всё могло бы сложиться по-другому. Но Михаил Филиппович предоставил ей полную свободу.
Как оказалось, это была ошибка. Брак Мирошниченко и Жалакявичюса продержался всего полгода. У нового мужа актрисы оказался очень непростой характер: начались мелкие придирки, затем – крупные ссоры. Но главное – Витаутас в отличие от Шатрова совершенно не поддерживал творческих амбиций жены. В итоге они расстались.
«С Витаутасом у нас получилось хорошее кино. А всё остальное – нет!» – признавалась Мирошниченко.
Главная роль
Снова получив свободу и независимость, Ирина с головой окунулась в любимую работу. Она блистала на сцене МХАТа и много снималась в кино. При этом Мирошниченко принципиально отказывалась на съёмках от услуг костюмеров: наряды себе она подбирала сама. У неё всегда было идеальное чувство стиля и какой-то французский шик. Зрительницы валом валили на фильмы с её участием, чтобы посмотреть – что сейчас в моде. Так, в фильме «Вам и не снилось» Мирошниченко снималась в своём собственном полушубке и кепке.
Актриса не скрывает – часто на съёмках у неё вспыхивали романы. Именно так она и встретила своего третьего мужа – актёра Игоря Васильева (майор Шлоссер из фильма «Вариант «Омега»). Вместе они снимались в картине «Единственной дорогой». 32-летней актрисе показалось, что наконец-то она встретила главного мужчину своей жизни. Да и все вокруг считали их идеальной парой. Разногласие было только одно: Игорь очень хотел детей, а Ирина считала, что для этого всё еще не время.
После пяти лет уговоров и ожиданий Васильев просто ушёл.
Вскоре Мирошниченко стала сожалеть о своём выборе.
«Я сейчас прекрасно понимаю, что это чудовищная ошибка моей жизни. Я была бы хорошей матерью. Даже безумной матерью. Но тогда не могла дать того, что хотела бы дать своему ребёнку, – сокрушалась позже Ирина Мирошниченко. – Думала, буду очень долго молодой. Какая глупость! Не успела оглянуться, как всё… и поезд ушел».
Семью ей в итоге заменил театр. Всю жизнь Мирошниченко отдала родному МХАТу. При Олеге Ефремове она была явной фавориткой, потеснив на какое-то время даже Татьяну Доронину. Но Ирину, как вспоминают коллеги, больше интересовали роли и положение в театре. В результате отношения с Ефремовым не вылились ни во что серьёзное, что, похоже, абсолютно устраивало саму актрису.
Недолгим был и её роман с актёром Всеволодом Абдуловым, другом Владимира Высоцкого, который по просьбе Абдулова даже посвятил ей песню «Дом хрустальный». Но в какой-то момент Всеволод объявил Мирошниченко: «Я не могу тебя содержать».
Актриса честно признаётся – она любит лидерствовать, а не подстраиваться. А в отношениях с мужчинами неизбежны компромиссы. Ей же важно сохранить свою личность.
Возможно, именно поэтому самыми успешными и долгоиграющими оказались её отношения с мужчиной, который был на 10 лет её младше – музыкантом Андреем Никольским. Они встретились, когда Ирине было уже 56 лет, вместе записали несколько альбомов. Борьбы за лидерство не было – ей нравились его любовь, восхищение и преклонение. Но спустя 10 лет они всё-таки расстались.
Так что свой 80-летний юбилей в воскресенье, 24 июля, вопреки представлениям о классическом женском счастье, Ирина Мирошниченко встретила не в окружении детей, внуков и правнуков. Но у неё есть другое – обожание зрителей и любимый театр. То, что всегда было в её жизни главным.
Лариса Плахина
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как Арнольду Шварценеггеру пришлось дважды расплатиться за измену.