Почему никто не верил в успех комедии «Карнавальная ночь»
Газета "Новое дело" №1 от 13.01.2022
Подписка на газетуЭта картина долгие годы оставалась главным новогодним фильмом страны. Потом Эльдар Рязанов снял «Иронию судьбы», которая и составила конкуренцию его же детищу. Но «Карнавальная ночь», которая впервые увидела свет более 60 лет назад – 28 декабря 1956 года, любима публикой и поныне. А «Песенка про пять минут», звучащая в фильме, и вовсе превратилась в гимн Нового года. Вопреки чему же фильм в итоге увидел свет?
Милый друг, поспеши!
В 1955 году, после смерти Сталина, правительство приняло решение резко увеличить количество художественных фильмов: снимать их было некому – студии просто не обладали таким количеством режиссёров. Тогда-то и загорелась звезда Эльдара Рязанова.
Директор «Мосфильма» Иван Пырьев искал режиссёра для съёмок новогодней комедии. Желающих было не много. Тот же Рязанов четыре раза отказывался, но Пырьев всё же уговорил начинающего режиссёра. «Карнавальная ночь» стала его дебютом.
Актрису на главную роль искали очень долго. Среди претенденток была и Людмила Гурченко, но режиссёру и худсовету она не приглянулась. Как рассказывал потом сам Эльдар Рязанов, виной тому стал непрофессионализм оператора, отвратительно снявшего пробы будущей звезды.
В итоге роль была отдана какой-то самодеятельной актрисе, показавшейся худсовету очень очаровательной.
Однако когда дело дошло до самих съёмок, оказалось, что милая девушка продемонстрировала на пробах свой потолок. И для съёмок совершенно непригодна.
Пришлось Рязанову идти с повинной к Пырьеву. А вскоре тот сам предложил режиссёру актрису на замену.
По легенде, которую рассказывала сама Людмила Гурченко, Иван Александрович заприметил юную актрису в коридоре «Мосфильма», по которому та гордо вышагивала с выражением лица «всё хочу, всё могу, всех люблю, все нравятся». Выглядела будущая кинолегенда обворожительно, и Пырьев не замедлил её остановить.
После чего тут же отвёл на съёмочную площадку «Карнавальной ночи» и представил Рязанову новую исполнительницу. Злые языки поговаривали, что киномэтр, славившийся любовью к прекрасному полу, просто положил глаз на хорошенькую актрису. И именно благодаря этому обстоятельству она получила звёздную роль. Однако отношения с Пырьевым у Гурченко не заладились. В итоге она на долгие годы оказалась отлучённой от кино.
Хороша его дорога
В партнёры Людмиле Гурченко Иван Пырьев прочил «товарища Сухова» – Алексея Кузнецова. Однако тот счёл предлагаемую роль влюблённого электрика «пустышкой» и предпочёл работу в картине «Путешествие в молодость». В итоге влюбляться в Гурченко выпало молодому актёру Юрию Белову, которому «Карнавальная ночь» тоже принесла известность.
Идея пригласить на роль Огурцова Игоря Ильинского также принадлежала Ивану Пырьеву. Ильинский поначалу отнёсся к предложению без энтузиазма. Ему показалось, что Огурцов слишком похож на его Бывалова из «Волги-Волги». Однако, прочитав сценарий, Ильинский всё же загорелся и согласие на съёмки дал.
Актёра на роль лектора искали очень долго. Съёмки уже были в разгаре, когда режиссёр вспомнил про Сергея Филиппова.
Тот появился на съёмочной площадке изрядно подшофе (за знаменитым актёром давно водилась пагубная слабость). Рязанов решил было, что подвыпившему актёру будет несложно сыграть пьяного лектора. Но все тринадцать сделанных дублей пришлось выбросить в корзину. Филиппова отправили восвояси. Рязанов даже решил вообще вычеркнуть злополучную сцену из сценария.
Но через пару дней актёр вновь появился на съёмочной площадке. Причём абсолютно трезвый. Лектор в его исполнении получился блестящий и надолго превратился в одну из визитных карточек Филиппова.
Актёр Юрий Белов, сыгравший главную роль в фильме «Карнавальная ночь», в 50 – 60‑е годы был невероятно популярен. А потом внезапно исчез. Поклонники даже не могли предположить, что он находится в психиатрической клинике.
По одной версии, Белова упекли туда за попытку самоубийства. Кто-то говорил, что актёр допился до белой горячки, кто-то – что виной тому психическое заболевание, которым он страдал ещё со студенческих времён. По другой версии, Белов на одном из банкетов позволил себе рассказать анекдот про Хрущёва.
В лечебнице Белов пробыл всего полгода. Но, выйдя оттуда, уже не мог вернуться к профессии – он стал заторможенным, забывал слова. И режиссёры практически перестали его приглашать.
На жизнь он зарабатывал частным извозом. Пассажиры с трудом узнавали в немолодом водителе главного кинобалагура 50 – 60‑х годов.
Умер Сергей Белов в полнейшем одиночестве 31 декабря 1991 года. Он сидел перед телевизором, на экране которого шёл фильм «Карнавальная ночь».
Новый год настаёт
По сценарию фильма «Карнавальная ночь» требовалось, чтобы героиня перед наступлением Нового года спела приветствие гостям. Никто и не предполагал, что этот музыкальный номер станет гвоздем картины и уж тем более обретёт самостоятельную жизнь.
– Сначала в голове поэта родилась песня о пяти минутах, о том, что можно успеть сделать за это короткое время. Потом в моей голове возникла мысль, что и исполняться концертный номер должен за пять минут до начала Нового года, – делился в своё время сам Эльдар Рязанов.
Тогда в голове композитора Анатолия Лепина родилась идея, что сама песня должна длиться тоже пять минут, а после её окончания раздастся бой курантов и наступит Новый год.
Многим критикам и даже музыкантам оркестра, которые записывали музыку для фильма, песни Лепина, в том числе и «Про пять минут», решительно не нравились. Их называли слишком легковесными и даже «нэпмановскими».
Однако, едва выйдя на экраны, «Карнавальная ночь» собрала 48 миллионов зрителей, а «Песенка про пять минут» почти сразу же стала народным хитом и своеобразным гимном Нового года.
…На экраны «Карнавальная ночь» вышла без особой шумихи и помпы. Никто даже не ожидал, что картина будет иметь такой оглушительный успех. Но комедия на долгие годы превратилась в один из непременных атрибутов новогоднего праздника.
И хотя сегодня многие сюжетные ходы фильма, как и его герои, выглядят несколько наивными, это не мешает зрителю в очередной раз под Новый год включать «Карнавальную ночь», чтобы сопереживать и подпевать любимым героям.
Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что в Москве воссоздали точную копию квартиры из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Десть лет назад Эльдар Рязанов попытался снять римейк своей комедии.
Новая картина начиналась с того, что Рязанов в роли самого себя приходил в Дом культуры, где 50 лет назад снимал «Карнавальную ночь». Вместо бюрократа Огурцова здесь уже заправлял взяточник Кабачков – его сыграл Сергей Маковецкий. Он тайком продал Дом культуры и на его месте собирался построить торговый центр.
Но Рязанов вместе с главной героиней Алёной Крылатовой (её сыграла Алёна Бабенко) и влюблённым в неё звукооператором Денисом (Сергей Безруков) пытались, вопреки герою Маковецкого, устроить своё новогоднее шоу.
В фильме засветились в роли самих себя Александр Ширвиндт и Михаил Державин, Алексей Баталов, Сергей Мазаев и многие другие знаменитости.
Лектора, рассуждающего о жизни на Марсе, заменил политтехнолог Перловский, рассуждающий на тему, есть ли жизнь за МКАД. Его сыграл Валентин Гафт.
Герои так же, как и в прошлой комедии, много пели и шутили. Но почему-то сидящим по другую сторону экрана было не очень смешно. В итоге новая «Карнавальная ночь» так и не смогла встать в один ряд с прежними новогодними шедеврами Рязанова.