Полное погружение: дзержинские школьники изучают ОБЖ в виртуальной реальности
Газета "Нижегородская правда" №79 от 07.10.2020
Подписка на газетуСо стороны это мало похоже на привычный урок: ноутбуки, джойстики, виртуальные очки… Кажется, дети просто увлечены компьютерной игрой. Однако на деле они изучают один из основных предметов школьной программы – основы безопасности жизнедеятельности.
Дзержинск стал первым городом России, где ОБЖ стали преподавать в новом формате, с применением технологий виртуальной реальности. К пилотному проекту, автором которого стал один из победителей конкурса «Лидеры России», присоединяется всё больше образовательных учреждений, причём не только в Дзержинске, но и в Москве, и в других регионах России.
Всё как в жизни
Основное отличие от обычных уроков ОБЖ в том, что ребёнок не просто читает параграф и пытается запомнить информацию, изложенную в нём. Он погружается в виртуальную реальность, где, как в компьютерной игре, воссоздана опасная ситуация.
Например, человек заблудился в лесу. Задача ученика – принять правильные решения, чтобы спасти свою жизнь и здоровье. А вот он в задымлённом спортивном зале, медлить нельзя, на эвакуацию всего несколько минут, всё как в жизни, и адреналин зашкаливает. Главное – после прохождения сценария ребёнок точно запомнил, как надо действовать в такой ситуации и какие ошибки могут обойтись слишком дорого.
– Наш проект называется VR-ОБЖ. Он направлен на обучение школьников с целью приобретения практических навыков в опасных ситуациях, связанных с жизнью и здоровьем, – рассказывает автор проекта Михаил Евстифеев. – Курс ОБЖ, который сегодня ведётся в школах, не очень интересен детям, в нём мало практики, поэтому идея создания программы с применением тренажёров виртуальной реальности не случайна.
Сработали на опережение
Михаил вспоминает, что всё началось после конкурса «Лидеры России». Когда победители и финалисты пообщались друг с другом, то выяснили, что среди них много представителей сферы образования, учреждений безопасности и тех, кто занимается IT-технологиями, разработкой программных решений. На стыке этих трёх областей и родился проект. Кстати, в России ничего подобного не было, да и сейчас аналогов не существует.
– В конце 2018 года Министерство просвещения Российской Федерации совместно с МЧС России опубликовало и приняло новую концепцию обучения по предмету ОБЖ, которая заключалась в том, что должно быть больше практических навыков. А преподавание должно стать технологическим, – рассказывает Михаил. – Переход на такой формат обучения должен произойти к 2024 году. Мы не стали ждать и решили сделать это здесь и сейчас.
Разработчики проекта уточняют: вновь созданная программа – это не просто инструмент виртуальной реальности, это полноценная образовательная программа. Есть сценарии уроков, методические и дидактические материалы, понимание технологии проведения урока. Совместно с Нижегородским институтом развития образования разработана образовательная программа по подготовке и повышению квалификации кадров.
Опытным путём
Апробирован проект VR-ОБЖ был в 2019 году в пяти школах Дзержинска. В этом году к ним присоединились ещё 11 общеобразовательных учреждений. В департаменте образования города планируют, что в 2021 году все школы Дзержинска будут использовать данные технологии.
Первоначально проект опробовался на внеурочной деятельности и в объединениях дополнительного образования.
– Прежде чем запустить технологию, её изучали педагоги-психологи, преподаватели ОБЖ и информатики, чтобы более точно конкретизировать возраст учащихся. Планируем, что в этом году данные технологии войдут в учебный процесс и будут применяться на уроках ОБЖ, – рассказал Иван Носков, глава города Дзержинска. – Проект помогает школьникам на практике попробовать проявить себя в тех экстремальных ситуациях, по которым были созданы сюжеты: нахождение в лесу, поведение в случае пожара, антитеррористическая защищённость, то есть в ситуациях, которые касаются охраны жизни и здоровья детей. Технология интересная, школьникам нравится, а самое главное, что, по информации педагогов, процент усвояемости материала вырос на 80%.
В ближайшее время в дзержинской школе № 30 откроют ресурсный центр по реализации данной технологии. Там все участники проекта смогут встретиться на мастер-классах, обменяться опытом и изучить те сценарии, которые более востребованы, усовершенствовать то, что уже применяется.
В департаменте образования Дзержинска считают, что вполне возможно использовать новую технологию для практической демонстрации опытов по физике и химии. В результате ученик сможет в виртуальной реальности смешать химические вещества или соединить электроды и диоды, а заодно увидеть, что из этого получится. Ещё одно направление – уроки биологии, истории, а может быть, и литературы.
– Мы благодарны авторам проекта, которые эту методику разработали и внедряют. VR – это инструмент, который отлично мотивирует школьников к изучению основ безопасности жизнедеятельности, формирует культуру безопасного поведения. Уверен, что работа в этом направлении будет продолжена. Потенциал этой методики не ограничен, и при чётком взаимодействие всех участников процесса мы увидим новые положительные результаты, – отметил глава Дзержинска.