Поспорили с «судьбой»: почему Олег Даль не сыграл Женю Лукашина
Газета "Новое дело" №1 от 14.01.2021
Подписка на газетуМало кто знает, что история, рассказанная в главной новогодней комедии страны «Ирония судьбы, или С лёгким паром», действительно имела место. Знаменитый композитор Никита Богословский, известный своими розыгрышами, вместе с друзьями как-то отвёз своего подвыпившего друга 31 декабря на вокзал, посадил в общий вагон и с 15 копейками в кармане отправил в Киев. Правда, счастья своего бедолага, в отличие от Жени Лукашина, там не нашёл.
Как же создавалась знаменитая картина, отметившая на днях 45-летний юбилей? Почему Олег Даль не сыграл главную роль, Барбара Брыльска не заговорила своим голосом, а Алла Пугачёва поссорилась с Таривердиевым?
Иди в баню!
На главную роль Эльдар Рязанов пробовал пятерых актёров – Миронова, Даля, Вельяминова, Любшина и Мягкова.
Андрея Миронова Рязанов прочил на роль Ипполита. Но актёр, наигравшийся к тому времени всяческих негодяев и жуликов, отказался играть отрицательную роль. Все уверения Рязанова, что Ипполит вовсе не отрицательный, действия не возымели. И он настоятельно просил режиссёра дать ему роль Лукашина. Рязанов в эту затею не верил, но тем не менее пробы актёру разрешил.
Миронову нужно было сыграть сцену, в которой его герой рассказывает, как Ира, в которую он был влюблён 10 лет, предпочла ему другого. По словам Рязанова, Миронов старательно изображал себя застенчивым, нежным. Но поверить в то, что неведомая Ира могла пренебречь таким парнем, как Миронов, было невозможно. В итоге на роль Лукашина Рязанов его так и не утвердил. А от роли Ипполита Миронов отказался сам.
Пётр Вельяминов, также пробовавшийся на главного героя, был забракован из-за нехватки комедийного таланта. А Станислав Любшин, обидевшись, что его собираются пробовать, сам отказался от роли. Очень интересными были пробы Олега Даля. Его Лукашин, по воспоминаниям Ольги Науменко, получался юморным и хулиганистым. Совсем не таким, как Мягков, – более резким и менее чудаковатым.
Как рассказывала жена Олега Даля, роль ему очень понравилась. Но он решил, что слишком моложав и смазлив для неё. После проб они с Рязановым смотрели отснятые кадры, хохотали, и всё же оба сошлись во мнении, что Даль действительно слишком молод для этой роли.
Андрея Мягкова Рязанов знал как хорошего драматического актёра, но его комедийные способности вызывали у режиссёра большие сомнения, поэтому Мягкова Рязанов даже не рассматривал. Пригласить актёра на пробы его уговорила ассистент режиссёра по актёрам. За что Рязанов был ей очень благодарен.
Моя Надя приехала
На роль Нади Рязанов искал актрису очень долго. Ему нужна была такая, чтобы совмещала в себе комедийные, драматические и музыкальные способности. Чтобы обладала обаянием без примеси какой-либо вульгарности, выглядела независимой и при этом беззащитной, в её внешности не было бы стервозности. Ну и, конечно, героиня должна была быть красивой, чтобы зритель поверил, что в неё можно влюбиться за одну ночь.
Людмила Гурченко пробовалась на роль Нади вместе с Мироновым. По словам Рязанова, они сразу стали работать в духе своего дуэта из «Соломенной шляпки» (кстати, этот фильм по телевизору смотрит главная героиня), а это в «Иронии судьбы» было совершенно неприемлемо.
Светлане Немоляевой, к которой Рязанов был очень расположен, он устроил восемь проб. Она играла эпизоды и с гитарой, и с пением, и со скандалом, когда героиня видит в квартире незнакомого человека. Надевала то один парик, то другой. Работала со своими волосами, в очках. Но ни одна проба не пришлась режиссёру по душе. «Ну, Света, не судьба! Конечно, можно сыграть хуже, но трудно», – будто бы сказал Рязанов.
Роль Нади примеряли многие актрисы – Лариса Голубкина, Алиса Фрейндлих, Антонина Шуранова (генеральша в «Неоконченной пьесе для механического пианино») и актриса Кировского драмтеатра Марина Меримсон. По заверениям Рязанова, работали они превосходно, точно, талантливо. И всё же ни одна из актрис не соответствовала героине, какой видел её режиссёр.
Сроки поджимали, и тут Рязанов вспомнил об актрисе из польского фильма «Анатомия любви». Так в картине появилась Барбара Брыльска.
Как рассказывал Рязанов, Брыльска всегда была самой подготовленной на площадке. Хотя, по словам Барбары, ей было труднее всех, ведь она не блестяще знала язык. От страха она учила наизусть не только свой текст, но и чужие роли. Зато всегда могла подсказать текст каждому из участников съёмок.
Тёпленькая пошла
Изначально на роль Ипполита утвердили Олега Басилашвили. Его пробы были просто блестящими. Он безоговорочно понравился съёмочной группе и был тут же утверждён. Уже шились костюмы. Басилашвили сняли на фотографию, которая должна красоваться в шкафу у Нади. И даже отсняли сцену, в которой Надя поднимает со снега выброшенную Женей с балкона фотографию Ипполита.
Но у актёра умер отец и почти сразу же – его партнёр по театру Ефим Копелян. Басилашвили пришлось его заменять, и съёмки оказались под угрозой.
Тогда-то Рязанов и пригласил Юрия Яковлева. Костюмы Басилашвили ему подошли. Но снег на улице уже таял, и переснять сцену, где Надя поднимает фотокарточку Ипполита, не успели. Особо наблюдательный зритель может это заметить.
На роль невесты Лукашина Гали сначала пробовали Наталью Гвоздикову. По мнению актрисы, её не утвердили из-за того, что она не входила в команду Рязанова – никого не знала из съёмочной группы.
В итоге роль досталась Ольге Науменко, которая пробовалась вместе с Далем. Рязанов сразу предупредил её: несмотря на то что героиня вроде бы откровенно стервозная девушка, фильм снимается про добрых и хороших людей, а потому Галя тоже должна получиться хорошей.
Говорят, что после того как был отсмотрен материал с корявым русским языком Барбары Брыльской, по студии поползли пересуды: «Рязанов провалился». На озвучание стали пробовать разных актрис. Но ассистент по режиссёрам, та самая, которая привела Мягкова, настаивала, чтобы Надю озвучивала Валентина Талызина. К её мнению присоединялась и тогдашняя жена Рязанова Нина Скобелева. Она подошла к актрисе и сказала: «Валя, нужно спасти картину».
Правда, Талызина играла в фильме ещё и учительницу.
– И в итоге свою героиню я немного огрубила, – рассказывала нам сама актриса, – а за Надю я говорила более нежным и лиричным голосом.
При этом, говорят, особых сипатий к Брыльской Талызина с самого начала не испытывала. Впрочем, тёплых отношений у польской звезды не сложилось практически ни с кем из партнёров. С Андреем Мягковым, который был очень закрытым, они практически не общались. Юрия Яковлева она сочла недостаточно красивым и даже отказывалась целоваться с ним в кадре.
Петь же за Барбару Брыльску выпало Алле Пугачёвой. Её пригласил сам Микаэл Таривердиев.
Надо меньше пить
Знаменитую сцену в бане снимали поздней ночью в холодном павильоне «Мосфильма». Правда, как рассказывал Александр Ширвиндт, во время съёмок они решили выпить настоящей водки и в итоге изрядно набрались. Возмущённый Рязанов съёмки прекратил. Сцену переснимали на следующий день, но в итоге в картину якобы вошли именно «пьяные» дубли.
Сцену с Ипполитом, принимающим душ в пальто, тоже снимали в неотапливаемом павильоне. И знаменитая фраза «Ой, тёпленькая пошла» была сказана Юрием Яковлевым с иронией. Импровизация пришлась Рязанову по вкусу, и он оставил её в картине. Как и фразу про гадкую заливную рыбу, которую также придумал Яковлев. «Эта рыба, которую принесли на площадку реквизиторы, действительно была дрянная, с душком», – вспоминал сам актёр.
…Съёмки фильма были закончены в июне 1975-го. И шесть месяцев картина ждала Нового года. Правда, ходили слухи, что фильм могут запретить из-за пропаганды пьянства. Но на счастье создателей «Иронии», её увидел Леонид Брежнев. Картина первому человеку в стране очень понравилась, и 1 января 1976 года «Иронию судьбы…» впервые показали по телевидению.
С тех пор фильм превратился в один из неизменных атрибутов Нового года.