«Приятнее всего, когда говорят «спасибо»: что думают водители нижегородских автобусов о пассажирах
Газета "Новое дело" №48 от 08.12.22
Подписка на газету
Необходимость рано вставать Дмитрия не пугает
Четыре часа утра. Холодное зимнее утро, за окном ещё совсем темно, на дорогах мало машин. Водители автобусов выходят на смену, садятся за руль и сквозь снег и темноту едут на первую остановку забирать пассажиров. Как же складывается работа тех, кто каждый день перевозит нижегородцев в общественном транспорте? Почему в Нижнем Новгороде не хватает водителей? И каким образом их труд пытаются сделать привлекательнее?
Крутя баранку
Дмитрий Киреев работает водителем автобуса уже пять лет, до этого он в основном водил грузовые автомобили.
«Куда-то надо было расти, – поделился он. – А дальше либо дальнобойщик, либо водитель автобуса. Работа водителя автобуса меня привлекала больше, чем работа дальнобойщика».
Сейчас он водит автобус А‑69. Смена обычно длится от 8 до 10 часов. Есть два графика работы. Либо 8 часов с небольшим перерывом на обед в середине дня, либо 3 – 4 часа с утра, потом обед и снова 4 часа на линии.
Вставать приходится рано – сам Дмитрий живёт рядом с основным автопарком, откуда выезжают автобусы, и встаёт примерно в 3.40 утра, чтобы выйти на первую смену. При этом, как признался сам водитель, спать за рулём не хочется.
«Если мне завтра на работу в первую смену, то я вечером лягу пораньше, – рассказывает Дмитрий. – Человек изначально должен понимать, что если ему утром людей везти, то нужно вечером не пить, не гулять, а ложиться спать и отдыхать. Если человек всю ночь прогулял, то, конечно, ему за руль нельзя. Его просто никто не выпустит, потому что медики с утра меряют всем давление и проверяют на трезвость».
У Нижегородпассажиравтотранса есть договор с поликлиникой – врачи проверяют водителей перед поездкой, спрашивают о самочувствии.
«Если у кого-то есть даже малейшая головная боль, то он сразу отстраняется от работы, – поделился Дмитрий. – Если что-то серьёзное, то пишется направление к врачу».
За 180 часов в месяц, которые водители проводят за рулём, раньше они получали по 50 тысяч рублей. Но недавно зарплату повысили.
«Раньше аванс был 15 тысяч, – рассказывает Дмитрий. – Для сравнения, сейчас мне пришёл аванс 25 тысяч, так что на 40 процентов зарплата повысилась. 65 тысяч точно получу».
По желанию можно брать переработки. О дополнительных часах нужно договориться с руководителем колонны, который отвечает за график водителей. Он же распределяет пары водитель-кондуктор.
«Водитель и кондуктор ведь весь день работают практически в замкнутом пространстве, – объясняет Дмитрий. – Желательно, чтобы люди были похожи по характеру. Подбирают по психотипу, чтобы мы могли общаться и чтобы конфликтов не было».
Как правило, у водителя с кондуктором складываются дружеские отношения.
Места для пассажиров
С пассажирами порой наладить контакт оказывается куда сложнее.
«Работа водителем автобуса очень напряжённая в психоэмоциональном плане, – признаётся Дмитрий. – За день водитель перевозит около тысячи человек. И из них кто-то не выспался, кто-то долго ждал на остановке, кому-то хочется выговориться. Три-четыре процента таких людей точно попадаются».
Часто в день приходится по несколько раз выслушивать жалобы на то, как плохо ходит транспорт. Хотя изменения в расписании автобусов от самих водителей зависят редко.
«В основном задержки бывают в зимнее время, во время перехода с плюсовой температуры на минусовую, – объяснил Дмитрий. – Там есть свои своеобразные симптомы болезни у автобусов. Обычно это связано с поломками».
Если водитель начал заболевать и у него поднялась температура прямо за рулём, его срочно снимают с линии. Это тоже влияет на график автобусов.
«Расписание сформировано так, чтобы период ожидания между двумя автобусами составлял примерно десять минут, – рассказал Дмитрий. – А если водитель заболел или автобус сломался, то интервал ожидания уже не десять, а 20 – 25 минут».
Своё недовольство ожиданием пассажиры высказывают водителю следующего автобуса, который, по сути, ни в чём не виноват.
«Но со временем привыкаешь, – улыбается Дмитрий. – Подошёл человек, выговорил всё, что думает – ничего страшного. Главное, чтобы автобус был целый и человек остальным пассажирам не мешал».
А вот пьяные пассажиры становятся серьёзной проблемой.
«Если начинается конкретный скандал, то приходится звонить в диспетчерскую и вызывать наряд, – рассказал Дмитрий. – Они, кстати, очень быстро приезжают и забирают человека. Как правило, хотя бы раз в месяц кто-то из водителей вызывает наряд».
Радует, когда пассажиры узнают водителя за рулём и машут ему в знак приветствия. Но приятнее всего, по словам Дмитрия, когда говорят «спасибо» – так он понимает, что пассажиры понимают сложность работы водителя и ценят её.
Кстати
Для иногородних водителей ГП «Нижегородпассажиравтотранс» подготовлены бесплатные места в пансионате «Зелёный город». В корпусе одно- и двухместные номера.
Также продолжается ремонт общежития для водителей в Автозаводском районе Нижнего Новгорода.
По данным регионального минтранса, средняя заработная плата водителей к декабрю вырастет на 30 процентов. Набор водителей активно идёт в настоящее время.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что водители общественного транспорта в Нижнем Новгороде будут получать от 65 тысяч рублей.