Психолог Макеева рассказала об основных мотивах бунта подростка
Газета "Нижегородские новости"
Подписка на газетуИнфантилизм подрастающего поколения – это пандемия сегодняшнего дня. Психологи говорят, что границы подросткового возраста расширились до 25 или даже до 27 лет. Парадокс – внешне взрослый человек, который в некоторых случаях сам уже успел стать родителем, внутренне все еще остается неуверенным подростком.
В официальной группе регионального минобра «Образование 52» прошел открытый марафон психологических мастер-классов для родителей. Его темой стала детская агрессия. Практикующий психолог, член общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Анна Макеева рассказала об основных причинах бунта подростка.
Автономия для роста
Важный шаг на пути преодоления агрессии, по мнению специалиста, это понимание причин ее возникновения. Таких причин психолог называет шесть.
Причина первая: потребность в автономии. Задача подросткового возраста – найти себя, свою идентичность, обозначить границы. Ребенок закрывается в комнате, взрослые видят в этом протест и бунт. Но собственное пространство необходимо для подростка! Именно в этот период взросления человек начинает понимать, что он собой представляет, на что способен, как может справляться с волнением, с нападками других, брать ответственность за свои ошибки. Во взрослой жизни будет много ситуаций, требующих ответственного отношения – нужно вовремя платить за коммунальные платежи, выплачивать кредит, завоевывать авторитет в рабочем коллективе. Истоки того, насколько успешно человек будет с этим справляться, в подростковом возрасте.
Стоит отметить, что подростковый возраст у современных детей начинается намного раньше – его начало сместилось к 8 – 10 годам. Уже в начальной школе есть яркие проявления, свойственные пубертату (пубертат означает изменения, которые касаются физических признаков взросления).
Проблема в том, что современные родители излишне опекают детей.
Конечно, взрослым хочется отодвинуть на более дальний срок время, когда ребенок сам решает, куда и когда ему идти, не предупреждает, где он.
«Я обращаю внимание пап и мам на то, что если чаду 8 – 9 лет, то он уже фактически подросток и встал на путь отделения от родителей. Чем раньше он начнет двигаться в этом направлении, тем быстрее станет самостоятельным, и чем скорее это произойдет, тем легче ребенку будет жить. В своей практике я встречаю достаточно взрослых людей, которые все еще остаются маленькими детьми для своих родителей. Как правило, именно они приходят за психологической помощью, так как им очень сложно в 20, 30 лет отстаивать свою автономию, это им приходится делать с боем и агрессией», – рассказывает Анна Макеева.
Агрессия в данном случае – это способ показать, что я есть, я такой и, скорее всего, я не тот, каким вы меня себе представляете. Автономия проявляется и в так называемой «стае». Когда подросток приходит в школу, там он проявляется в своей роли – лидера, аутсайдера, тихони. Часто бывает, что родительские представления о роли ребенка в коллективе не совпадают с реальным положением дел. Родителям хочется, чтобы он был лидером, а его самого при этом вполне устраивают вторые роли, позиция наблюдателя. Давление, навязывание несвойственной роли извне
у него вызывают агрессию.
Также стоит помнить, что подростковый возраст – это период, когда на первый план выходят отношения с окружением (друзьями, противоположным полом), а семейные связи уходят на второй план, их значимость обесценивается – то, что скажут «предки», уже не так важно. Если семья как система это не принимает, пытается устанавливать свои жесткие правила, то это опять же вызывает агрессию.
Копилка моделей поведения
Вторая причина – агрессия в семье. Совсем не обязательно, когда кто-то кого-то бьет, ругает, конфликтует. Это может быть определенная статусность, классовость – мы не такие, как другие, мы более воспитанные, интеллигентные и т. д. Такая позиция – это вид скрытой агрессии по отношению к внешнему миру. Если условные Ивановы противопоставляют себя Петровым, то это тоже вид проявления агрессии, которую ребенок видит и впитывает. Родители должны осознать, что корни агрессивного поведения подростка нужно искать в семье, среди близкого окружения ребенка точно есть человек, который позволяет агрессивные высказывания или действия. Ребенок «считывает» эту модель поведения и пользуется ею.
В ситуации травли (буллинга) есть две четкие основные роли – «жертва» и «агрессор», кроме того, есть еще третья роль – наблюдатель. Это, например, когда одноклассники видят и понимают, что кого-то терроризируют, унижают, однако никак на эту ситуацию не реагируют. Самое ужасное, что они копируют эту модель поведения как допустимую, приемлемую. Если в классе школьник становится жертвой буллинга или наблюдает его, то может создать такую ситуацию дома и так же вести себя по отношению к членам семьи – брату, бабушке.
Роль жертвы – это позиция безволия или бессилия в решении жизненных трудностей или проблем. Она может проявляться в таких безобидных фразах: «Ой, все пропало!» «У нас так все плохо!». Взрослые, которые так говорят, находятся в жертвенной позиции. И ребенок может это перенять. Определенная ролевая модель может передаваться из поколения в поколение.
Третья причина агрессии – запрет на проявление чувств. Он больше относится к мальчикам. «Мужчины не плачут!» «Ты что расплакался, как девочка!». Так часто говорят сыновьям, внукам. Запрет на какие-либо чувства, это всегда желание помочь ребенку, научить его быть менее уязвимым. «Соберись, ты справишься! Ты можешь!». Такой настрой развивает мужественность, силу, помогает формировать внутренний стержень. Но в то же время это делит наши чувства на хорошие и плохие. Как будто проявлять радость, умиление, восторг, благодарность – это хорошо, а агрессию, злость, гнев – плохо. Но при сильной табуированности, когда какие-то проявления чувств жестко сдерживаются, то когда-нибудь они обязательно выплеснутся наружу. Если какой-то ребенок агрессирует, то нужно искать, где и когда ему это было нельзя делать.
Нет ни одной семьи, где бы не существовало запрета на проявление негативных чувств, особенно агрессии. В какой-то степени – это одна из граней воспитания – уметь управлять эмоциями. Рамки, ограничения на проявления негативных чувств нужны. Но если в благополучной семье вдруг появляется очень агрессивный ребенок, то одна из причин в том, что в семье запрещено испытывать гнев, агрессию, злость.
Опасны и холодность, и любовь
Четвертая причина подростковой агрессии связана с недостатком знаний, касающихся эмоций. Это излишняя холодность внутри семьи. Ее причины могут быть объективными, скажем, связаны с особенностями профессии – у людей военных не принято показывать чувства. Подросток может через агрессивное поведение добиваться внимания, любви. Агрессия в этом случае – крик о помощи.
Старшее поколение слышало о таком веянии, что ребенка важно не избаловать. Страх испортить дитя телячьими нежностями – одна из причин холодности.
Пятая причина обусловлена любовью. Когда есть ожидания от ребенка, желание решить то, как будет ему лучше: «Ты будешь учиться на стоматолога, потому что это хорошая прибыльная профессия!». Такое навязывание приводит в протесту и агрессии. Родителям стоит помнить, что посыл «Я знаю, как тебе лучше» – это очень опасная позиция. В этом случае родителям важен не сам ребенок с его переживаниями, а то, что о нем скажут в школе.
Еще одна ловушка – любовь за успехи, достижения, помощь: приноси отличные отметки, помогай по дому, только тогда я буду тобой довольна. Такие дети явно агрессию не проявляют. Они очень удобные, хорошо учатся, но вдруг начинают болеть, или у них начинаются неврозы.
Шестая причина – воровство ответственности. Она самая коварная. Встречается у ответственных, осознанных родителей, у которых растут долгожданные дети. Мамы и папы заботятся о своем ребенке, стремятся создать для него лучшую жизнь, уберечь от проблем, защитить от сложных ситуаций, в которые он может попасть. Родители забывают, что каждый должен в жизни набить свои шишки. Важно дать детям возможность совершать ошибки – наступить на грабли и получить в лоб, спровоцировать конфликт и выйти из него. Нельзя лишать ребенка шанса получить свой собственный опыт, узнать новую стратегию того, как действовать в той или иной ситуации.
Александра Махлина
Школа родителей
– Как научиться не критиковать подростка?
– Критика взрослого, направленная на подростка, может быть на самом деле адресована себе. Чтобы отказаться от постоянной критики подростка, важно научиться в первую очередь поддерживать себя, больше себя хвалить. И это, как ни странно, поможет снизить критику в адрес подростка, снизить требования, важность и значимость, скажем, его учебных успехов.
– Как побороть агрессию в раннем возрасте?
– С маленькими детьми в момент проявления агрессии стоит использовать прием переключения внимания. Или дать малышам выплеснуть агрессию в физической активности, например, в батутном центре.
– Как заставить подростка слушаться?
– Важно понимать, что нет варианта побороть, принудить, заставить. С подростком можно только договориться. Разговаривать с ним нужно не с позиции «я взрослый, я знаю, как лучше, как правильно», а на равных.