H
H e
S L n s
с
Как научить ребенка брать инициативу в свои руки: советы психолога

Психолог Савлеева дала совет, как научить ребенка самостоятельности

Психолог Савлеева дала совет, как научить ребенка самостоятельности

Фото: Александр Воложанин

Один из этапов самостоятельности – формирование умений

Фотобанк
Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Родители, как правило, хотят видеть своих детей самостоятельными, так как это залог их будущей счастливой взрослой жизни. Как научить ребенка самостоятельности и можно ли этого добиться, если время упущено? Этой насущной проблеме воспитания была посвящена третья встреча в рамках онлайн-марафона для родителей «Психологическая среда» в официальной группе регионального минобра «Образование-52».

Маменькины детки

«Самостоятельность ребенка – не просто прихоть родителей, а настоящая потребность ребенка. Без этого важного качества он не вырастет уверенным и инициативным человеком, а жизнь его будет полна психологических сложностей из-за внутренних барьеров», – отмечает педагог-психолог центра «ДИВО» Елена Савлева.

Еще в XIX веке французский прозаик и драматург Эрнест Легуве сформулировал, что цель воспитания заключается в том, чтобы научить наших детей обходиться без нас, взрослых.

Появление самостоятельности – важный этап формирования личности ребенка. Когда человек что-то делает впервые, вероятность того, что у него это получится с первого раза не самая высокая, поэтому родителям не стоит форсировать события.

Что мы подразумеваем под самостоятельностью? Это некая способность человека принимать решения, совершать поступки, нести за них ответственность, адекватно оценивать себя, управлять своей жизнью. Самостоятельному человеку свойственна инициативность, целеполагание, ответственность, адекватная самооценка.

«Родителям стоит проанализировать свой стиль воспитания и избегать ошибок, которые не способствуют развитию самостоятельности», – советует Елена Савлева.

Во-первых, плох чрезмерный контроль. Когда взрослый все время что-то диктует ребенку, то ему и думать не надо. При таком стиле воспитания можно вырастить хорошего исполнителя, но не способного брать ответственность за свою жизнь.

Безусловно, отрицательно влияет гиперопека. Иногда тревожность настолько зашкаливает, что родители стараются оградить своего малыша буквально от всего – не только делают бытовые дела, но и выбирают, с кем ему дружить, чем заниматься. Такие дети вырастают ленивыми и немотивированными.

Завышенные ожидания также не способствуют развитию самостоятельности. Родители пытаются решить проблему своей детской нереализованности. Этот стиль воспитания больше характерен для отцов.

Есть еще такая ошибка, когда отец считает, что хвалить ребенка следует только за какие-то большие серьезные победы, а маленькие шаги расцениваются как нечто само собой разумеющееся.

В итоге происходит обесценивание маленьких шагов. Ребенок делает вывод: моя самооценка низкая, я недостаточно хорош, я никогда не достигну тех результатов, которых от меня ждут – проще вообще ничего не делать.

Еще одна причина – родители не готовы принять момент взросления ребенка. Это может проявляться в том, что они продолжают с ним общаться, как с малышом или, напротив, говорят с ним надменным тоном. Мол, вырастешь большой, тогда будешь решать. Такой стиль поведения взрослых закладывает основу для конфликтов в будущем. И если в таком противостоянии побеждают взрослые, подавляющие инициативность ребенка, то затем вырастают несамостоятельные дети.

Нельзя!

1. Делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

2. Разрешать чаду что-то сделать, а потом у него на глазах это переделывать и тем самым обесценивать его действия. 

3. Навязывать помощь и давать советы, когда ребенок об этом не просит. 

4. Наказывать за последствия. Например, ругать за раз- битую чашку, которую малыш взял помыть и уронил.

Сами с усами

Самостоятельность как качество в своем развитии проходит несколько этапов. Первый – формирование умений: малыш наблюдает за действиями взрослых. Второй этап подражательский, и третий – творческий, когда ребенок уже способен что-то добавить от себя.

Самостоятельность ребенка даже до года уже можно оценить – это продолжительность времени, когда он может обойтись без мамы. Самый замечательный период для развития самостоятельности от года до трех лет. Он заканчивается кризисом трех лет, который условно и называется «я сам». В этом возрасте ребенок с удовольствием приобщается ко взрослой жизни. Важно эту инициативу не загубить, так как нам, родителям, проще делать за ребенка (так и быстрее и аккуратнее), но если проявить терпение и хвалить малыша за помощь, то он очень быстро научится самообслуживанию и делам по дому.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок уже должен осуществлять уход за собой, самостоятельно есть, поддерживать порядок в комнате, принимать активное участие в уборке (поливать цветы, убирать за собой игрушки, пылесосить), помогать на кухне. В этом возрасте он уже может ухаживать за питомцем. В 6 – 9 лет дети уже сами должны решать некие задачи, распоряжаться карманными деньгами, которые им дают родители.

В 10 – 12 лет ребенок уже выбирает то, как он выглядит, с кем он общается, куда идет гулять, он самостоятельно делает уроки, ходит в магазин и участвует в приготовлении еды для семьи.

В подростковом возрасте юношам и девушкам положено уже самим выстраивать свой график жизни. В этот период молодежь любит подрабатывать, и такую возможность им стоит дать. Сколько бы лет не было ребенку – два или восемнадцать – никогда не поздно приучать его к самостоятельности. Конечно, лучше начинать прививать полезные привычки в раннем возрасте. Но даже если были совершены какие-то ошибки, не поздно их исправить. Но! Стоит понимать, что для воспитания самостоятельности подросшего чада потребуется больше времени.

«Пользуйтесь принципом известного педагога Марии Монтессори, суть которого объяснить ребенку, как это сделать, а не делать за него», – рекомендует Елена Савлева.

Александра Махлина

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::