Семейный архив: что вспоминают о Великой Отечественной войне жители посёлка Пижма
Газета "Нижегородские новости"
Подписка на газетуВ рубрику «Память» продолжают приходить письма земляков-нижегородцев, в которых они рассказывают о своих близких, соседях, односельчанах, переживших тяжелые годы Великой Отечественной войны. Листая старые фотоальбомы, они вновь и вновь поднимают страницы истории страны, свидетельствующие о подвиге поколения победителей. О хранителях памяти, переживших годы испытаний, своих добрых знакомых, рассказала нам Людмила Касаткина.
Корни и кроны
«Поселок Пижма – это северная глубинка Нижегородской области. Кругом леса, всегда кормившие народ. Уходят вглубь могучие корни сосен, елей, словно стоящих на страже тишины и покоя здешних мест, – говорит Людмила Васильевна. – Так и судьбы людей тут слиты воедино, корнями ушедшие в родную землю».
Таково житие нашей землячки Зинаиды Васильевны Крашенинниковой, в девичестве Клешниной, и всей ее семьи.
Дед Степан Федорович Клешнин и его супруга Александра Григорьевна имели крепкое хозяйство, которое досталось тяжелым трудом. В лесных дебрях отвоевывали каждую десятину: валили деревья, корчевали пни. Тут каждая пядь была крестьянским потом полита. На расчищенных землях пахали, сеяли, убирали богатые урожаи. Жили Клешнины в деревне Ширта. 14 января 1909 года у супругов родился сын Василий.
Вихри войны уже веяли над Россией. Недавно минула русско-японская. Вспыхивали народные волнения. Назревала война с Германией.
Возмужав, Василий Клешнин обзавелся семьей. Приглянулась ему в деревне Березята миловидная девушка Анюта, которая и стала его женой. Хозяйство у Анны Ивановны и Василия Степановича было солидное. Доход приносил лес. Обрабатывали деревья, сплавляли по Пижме. Звенели в бору пилы, стучали топоры.
В 1929 году в семье родилась дочка Зина, Зинаида Васильевна Клешнина. Время шло. Ребятишки из Ширты ходили учиться в школу в деревню Большой Лом. В школу шли с сумками из холста, в которых лежали учебники и тетради. Помнит Зинаида: отец смастерил ей портфель из фанеры, удобный, с красивыми застежками. Девчушке до школы было шагать – с километр. А с чудесным портфелем легко было бежать и хотелось учиться.
Поле ратное
Мечты разрушила война. О ней узнали по радио. А 30 июня 1941 года в Тоншаевском районе началась мобилизация. Был призван в действующую армию 32-летний глава семьи. На лошадях уехали отцы в райцентр Тоншаево, так, молодым запомнила его десятилетняя дочь. На грузовиках увезли будущих солдат в Шайгино, на железнодорожную станцию. Отцов и сыновей ждали другие поля: ратных битв с коварным врагом…
На руках у матери Анны Ивановны осталось трое детей. Маленькой Гале было всего полгода, сынишке Славе – пять лет, Зине – около одиннадцати. От отца пришло всего одно письмо. В «треугольнике» – короткая записка: «Ухожу на фронт».
…Группа армий «Север» немецкого генерал-фельдмаршала фон Лееба быстро продвигалась к Ленинграду. Он выполнял приказ Гитлера: «Падение Ленинграда может привести к полной катастрофе России». Но звериным устремлениям фашистов не суждено было сбыться. Красноармейцы проявили мужество и стойкость. И город не сдали. Среди тех, кто погиб, защищая Ленинград, был и Василий Степанович Клешнин.
Дети войны
Анна Ивановна больше так и не вышла замуж. Растила детей. Тянула лямку одна, храня память о муже. Дед с бабушкой помогали, заботились о внуках. Русские мадонны выстояли в годы испытаний. И вместе с подросшими детьми стали возрождать страну.
Мужское население в деревнях в те годы сильно поредело. Не хватало техники. Тракторы тоже были «призваны» на фронт, как и лошади, поголовье которых сократилось наполовину…
Место мужчин в поле заняли жены, матери, повзрослевшие дети. Дети войны, не знавшие беззаботного детства, встали рядом с матерями взамен погибших отцов. В победном 1945 шестнадцатилетняя Зинаида уже пахала поле на лошади. На вопрос, не трудно ли было, улыбается:
«Если плуг хорош, то борозды сами ложатся. Еще добрая лошадь в деле помощница».
За Зиной закрепили молодую кобылку по кличке Русалка. Наравне со взрослыми колхозниками трудилась в поле с шести утра до девяти вечера. Жила, как и весь народ, интересами страны. Родина залечивала раны войны, возрождалась из руин. Русское поле вносило свой вклад в Победу!
Об огнях, пожарищах…
Молодость брала свое. Грезилось о счастье, о любви, о суженом. Возвращались в родные места воины, многие из которых молодыми юношами уходили на фронт. Был среди них и земляк Павел Крашенинников.
Павел был призван на защиту Отечества в восемнадцать лет, стал артиллеристом. В 1943‑м он уже командир орудия, расчет которого метко бил по врагу. Было что вспомнить молодому фронтовику…
…Курская битва. 5 июля 1943 года немцы на Орловско- Курской дуге начинают операцию «Цитадель». К наступлению хорошо подготовились: появились новые танки – «Тигры», «Пантеры». Еще одно стальное чудовище – артиллерийская самоходка «Фердинанд».
Враг решил использовать испытанный прием – «клещи»: удары с севера и юга, чтобы замкнуть окружение возле Курска. На северном фланге угроза нависла перед Центральным фронтом генерала Константина Рокоссовского. Здесь наступала 9‑я армия «непобедимого» немецкого генерала Вальтера Моделя из группы армий «Центр» (командующий – фельдмаршал Ганс Гюнтер фон Клюге).
При ударе с юга 4‑я танковая армия генерала Германа Гота из группы армий «Юг» (командующий – фельдмаршал Эрих фон Манштейн) держала курс на Белгород. Красная армия основательно подготовилась к обороне. Были вырыты тысячи километров траншей, окопов, созданы заграждения. На орловском направлении враг пытался прорвать оборону у села и одноименной станции Поныри, что километрах в шестидесяти от Курска. Здесь развернулись тяжелые бои, доходившие до рукопашной. Но все усилия фашистов были тщетны! Сражение под Прохоровкой, Белгородско-Харьковское наступление – все это для ветерана не история, а жизнь, которую прожил, бои, в которых участвовал лично. Он был с теми, кто освобождал Харьков. Не раз был от смерти на волосок.
Однажды его отправили с донесением в штаб. Началась бомбежка. Где укрыться? Бросился в воронку от снаряда рядом со стеной полуразрушенного дома. Взрыв! Стена обрушилась и завалила с головой… Двое суток в кромешной тьме, обдирая руки, он ножом долбил кирпичи. Рвался к свету. И земля отпустила крестьянского сына… В части Павла уже не ждали, считали погибшим, без вести пропавшим. Но снова он вернулся в строй.
Израненный, контуженный, но не побежденный, войну закончил в Будапеште. Его ратный труд отмечен медалью «За отвагу», другими наградами.
Отцы и деды
После свадьбы Павел и Зинаида уехали в деревню Кузьминское, выбрали крепкий колхоз на постоянное жительство.
В Пижме строился леспромхоз, производства росли как грибы. Павел стал рабочим: гордое звание было в почете у селян. Зимой ходил из Кузьминского на работу на лыжах, отмахивая по снегу семь километров. Летом – на велосипеде. Потом устроились в райцентре.
Незаметно выросло и новое поколение: дети фронтовиков. Сын Николай Павлович женился на Светлане Александровне Зверевой, которая стала хранительницей домашнего очага.
Зинаиде Васильевне Крашенинниковой уже 93 года. Но у нее много внуков, правнуков. Говорит, что на молодежь вся надежда. Нужно снова возрождать русскую деревню, ее хлебное поле. Снова неспокойно в мире. На Украине, которую освобождал Павел Крашенинников, ожили, материализовались мрачные тени прошлого… И снова Отечество нуждается в защите.
«Победа будет за нами!» – этот девиз фронтовиков огненных лет Великой Отечественной снова произносят наши ветераны. Они уверены: сила духа отцов и дедов, матерей, прошедших все испытания, помогут все преодолеть.
Ника Перова