Шаурма против суши: какую кухню предпочитают нижегородцы
Газета "Нижегородская правда" №30 от 25.05.2022
Подписка на газетуГастрономическая жизнь в Нижнем Новгороде с приближением лета оживает. Открываются сезонные фуд-корты, на летних верандах уже оживлённо. А в бывшем цеху судостроительного завода на Нижневолжской набережной открывается первый фуд-молл – масштабное кафе, где подают блюда японской, итальянской, азиатской кухонь и стрит-фуд. Корреспондент сайта pravda-nn.ru прогулялся по улицам и выяснил, какая еда сегодня в тренде и почему.
Кавказ – дело тонкое
В Нижнем Новгороде шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на ларёк с шаурмой. Заведения, где в лаваш заворачивают мясо и овощи, могут спокойно и выгодно сосуществовать в 20 шагах друг от друга. А «Та самая шаурма на Средном» и вовсе стала кулинарным брендом Нижнего, известным далеко за пределами региона.
«Быстро, вкусно, сытно и дёшево за фактически полноценный приём пищи, где есть и мясо, и овощи, – говорит подруга Катя. – Но справедливости ради, альтернативы-то никакой, по сути, нет. Может, я и попробовала бы что-то другое. Но наш нижегородский стрит-фуд довольно однообразен».
Рядом с ларьками с шаурмой бурно разрослись пекарни. Это уже про русскую национальную кухню с её пирогами и расстегаями. Правда, здесь вместе с русскими пирожками спокойно уживаются французские круассаны и немецкие сосиски в тесте.
«Мой ребёнок обожает сосиски в тесте, – говорит приятель Андрей. – У нас маршрут уже проложен от садика до пирожковой и только потом домой. Я и сам предпочитаю перекусить на ходу пирожком с капустой или беляшом, нежели той же шаурмой».
Если же речь идёт о походе в кафе или ресторан на полноценный обед или ужин, то создаётся полное ощущение, что кругом сплошь рестораны кавказской кухни, разбавленные заведениями с японским уклоном и американским фаст-фудом.
На этом фоне кафе, специализирующееся, к примеру, на корейской кухне, выглядит как нечто инопланетное.
Так что же мы предпочитаем есть и почему?
Шашлык наше всё?
Маркетинговое агентство OMI проанализировало рынок доставки еды в России и выяснило, что 52% россиян предпочитают русскую кухню. Ещё 45% отдают предпочтение итальянским блюдам. По 37% у американской и азиатской еды. 35% респондентов выбирают кавказскую кухню.
«У нас много кавказских ресторанов, – говорит уже конкретно о Нижнем Новгороде ресторанный критик, автор телеграм-канала «Критик Смирнова» Катерина Смирнова. – Во-первых, это всё-таки рестораны, там вино льётся рекой, красивая посуда, кухня полного цикла, сервис и атмосфера. Во-вторых, это хоть и полноценный, но всё-таки самый бюджетный ресторанный выход. Вино можно заказать домашнее по вполне магазинным, а не ресторанным ценам. Хинкали и хачапури гарантируют сытость. Даже шашлык – нарядная еда, но значительно дешевле горячих блюд в других ресторанах. И выложить фото с таким столом в соцсети не стыдно. То есть причины опять же экономические. Кавказский ресторан – всё-таки уже не пиццерия, но и каждый день его себе нижегородцы позволить не могут».
Популярностью, по словам Катерины Смирновой, продолжают пользоваться и пиццерии с паназиатскими кафе, продающие суши и лапшу. Но они всё чаще работают исключительно на доставку, поскольку хорошие роллы за столиком стоят дорого.
«Куда популярнее стала китайская лапша, – продолжает ресторанный критик. – Ей тоже можно наесться и в люди выйти. При этом стоит она недорого – можно позволить себе красивую жизнь, а не довольствоваться доставкой. Да и история китайской кухни во многом перекликается с нашей: из-за вечной голодухи китайцы испокон веков ели всё подряд, маскируя самое простое и не всегда самое вкусное яркими соусами».
То же самое и с шаурмой.
«С моей точки зрения шаурма и кавказская кухня – это очень понятная и простая еда с низкой себестоимостью, на которой можно хорошо заработать», – говорит ресторатор, глава представительства Федерации рестораторов и отельеров России в Нижегородской области Александр Котюсов.
Ешь – не хочу
Помимо стоимости на наши вкусовые пристрастия влияет и мода.
«Если раньше кухня была наиболее традиционной частью жизни общества, то теперь, что удивительно, кухня стала самой пластичной, самой изменчивой частью, подверженной моде, – говорит социолог Александр Прудник. – Например, в XIX веке по всему миру был расцвет французской кухни на волне увлечения французской культурой. С ростом интереса к итальянской культуре в эпоху расцвета итальянского кинематографа в 50 – 60‑е годы связано продвижение итальянской пиццы и пасты. Фастфуд пришёл к нам вместе с модой на американский образ жизни, американский стиль жизни вместе с Голливудом. То есть именно культурное воздействие от того или иного государства сопровождается, в том числе, гастрономическим воздействием».
Есть и точечные краткосрочные тренды. Например, последние три-четыре года в мегаполисах был феноменальный спрос на вьетнамский суп фо-бо. В прошлом году многие рестораны готовили стейки из капусты, а годом ранее волна популярности пришлась на устрицы.
«Устрицы всегда казались чем-то дорогим и недоступным, но оказалось, что ничего подобного, – говорит Александр Котюсов. – Но вкусовые предпочтения меняются. Мне кажется, что в ближайшее время в моде будет патриотизм, то есть все будут есть русскую еду: пельмени, борщи, пироги. Вырастет интерес к локальной кухне конкретных регионов. Если Камчатка, то крабы, например».
Устриц, говорит Катерина Смирнова, есть продолжат, но теперь исключительно дальневосточных, больших и нажористых, по бросовым ценам.
«Что касается локальных продуктов, их везде станет больше, даже в лакшери-сегменте, – прогнозирует ресторанный критик. – Нижегородские богатеи и гурманы уже перестали бояться судака, охотно едят сома в любых интерпретациях, хоть в закусках и салатах, хоть в роллах и в виде шашлыка. Стало больше свинины и курицы даже в основном меню, а не только в обеденном. Почти везде начали есть грибы, причём не только привычные белые, шампиньоны и вешенки, но и строчки, сморчки и все сезонные лесные. Такими темпами мы наконец-то воссоздадим, а где-то и построим заново великую мировую русскую кухню».