Служебный роман: Андрей Мягков почти 60 лет любил свою коллегу

Газета "Новое дело"
Служебный роман: Андрей Мягков почти 60 лет любил свою коллегу
Фото: womaniman.ru
На момент знакомства Андрею Мягкову было 23 года, а Анастасии Вознесенской - 17

Он стал всенародным любимцем в 1976 году, когда на экраны вышел фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Роль Жени Лукашина принесла Андрею Мягкову Государственную премию, что само по себе было нонсенсом. Ведь он сыграл не революционера, отважного солдата, ударника труда или справедливого секретаря обкома. Мягков дал путь в кино новому герою – не выдающемуся и не всегда удачливому человеку, но интеллигентному, тонкому и способному на поступки.

Насколько же сам Андрей Васильевич соответствовал этому образу?

 

Химия театра

Он был потомственным питерским интеллигентом, родился в семье ленинградских технарей: отец преподавал в институте, мать была инженером-механиком. Родители надеялись, что он продолжит династию. И после школы по настоянию отца Мягков поступил в Ленинградский химико-технологический институт, который окончил с отличием.

Правда, всё это время он увлекался театром. Играл в любительских спектаклях и даже выезжал летом на гастроли со студенческой театральной мастерской. Но, кажется, никто не относился к этому увлечению серьёзно. Всё решил случай. В Ленинград приехали преподаватели Школы-студии МХАТ, Андрей Мягков отважился пойти на просмотр и легко преодолел все три тура. Так в 23 года специалист по пластмассам круто изменил свою жизнь и пополнил ряды мхатовских студийцев.

Курс тогда выдался как на подбор – Владимир Меньшов, Вера Алентова, Ирина Мирошниченко… С последней у Мягкова якобы был недолгий роман, но он всегда это отрицал. А Меньшов вспоминал, что даже завидовал своему однокурснику из Ленинграда. Андрей Мягков был номером один среди всех студентов, получил признание преподавателей и сверстников. После института он сразу попал в труппу легендарного «Современника».

И тут-то вдобавок к его профессиональным качествам вскрылись неожиданные подробности личной жизни актёра.

 

Судьба без иронии

Эту часть жизни он всегда тщательно скрывал от посторонней публики. Ещё в Ленинграде Андрей Мягков был влюблён в Тамару Абросимову, с которой они вместе играли в студенческих спектаклях. Потом она уехала в Москву, в школу-студию МХАТ, а вслед за ней в столицу перебрался и Андрей. Но вернуть былые чувства не удалось. Позже Абросимова признавалась: «Я отпустила его». Она не держала зла, поскольку первой уехала попытать счастья в столицe. Да и Мягкова в Москве сразу же захватило новое чувство. Оказалось, что это любовь на всю жизнь.

17-летняя студентка школы-студии МХАТ Анастасия Вознесенская была самой младшей на курсе. 23-летний Андрей Мягков – самым старшим. Тонкая, хрупкая, с широко расставленными глазами, она считалась первой красавицей театрального вуза. Мягков влюбился сразу же. «Никакой дружбы, никаких ухаживаний. Я её увидел и понял – другого быть не может», – признавался актёр в одном из интервью.

Они долго держали в тайне свои отношения. Поженились на втором курсе, но для многих только после выпуска стало очевидно, что эти двое и дальше пойдут по жизни вместе.

Поначалу Вознесенская была гораздо более востребована, чем её тогда ещё далеко не звёздный муж. Говорят, что именно её пригласил играть в «Современник» Олег Ефремов, и уже она настояла на том, чтобы служить в театре вместе с Андреем.

Всесоюзную известность ей принесла роль разведчицы Ани в фильме «Майор Вихрь». А вот Мягкову не повезло. В вышедшем на экране фильме «Похождения зубного врача», где он сыграл главную роль, чиновники усмотрели пародию на советскую действительность. И картина до самой перестройки легла на полку.

Чуть лучше сложилась судьба другого фильма с участием Мягкова – «Братья Карамазовы». Публика оценила тонкую игру актёра в роли Алёши Карамазова, но сам типаж маленького доброго человека оказался не востребован.

Андрею Васильевичу пришлось довольствоваться эпизодическими ролями, в то время как Вознесенская стала настоящей примой на сцене. Она неизменно ставила условие: муж тоже должен быть задействован. Знакомые вспоминают, что если они оказывались на съёмках друг без друга, то молча сидели по дальним углам. Жили закрыто, гостей не принимали, телефонную трубку снимали только в назначенный час, когда знали, что будет звонить кто-то из театра. «Они буквально растворились друг в друге», – говорили окружающие.

Для публики остаётся загадкой, почему такая красивая пара не завела детей. Возможно, потому, что для счастья им вполне хватало друг друга.

«Мы не строили свою жизнь вне театра и без театра. Мы хотели, конечно, но очевидно, не в той степени, в которой люди желают и имеют. Сказать, что это нас как-то травмировало, не могу, потому что я не знаю другой жизни, мне не с чем сравнивать», – годы спустя откровенничала Анастасия Валентиновна.

В их паре она долгое время была номером один, а Мягкову приходилось довольствоваться ролью «мужа Вознесенской». Но это не испортило их отношения. А спустя десять лет всё в одночасье изменилось.

Нежестокий романс

На роль Жени Лукашина в «Иронии судьбы» Андрей Мягков попал совершенно случайно. Подруга семьи Наталья Коренева (жена режиссёра Алексея Коренева) работала на «Мосфильме» ассистенткой и знала, что Рязанов никак не может найти главного героя. Пробовались Даль, Миронов, Вельяминов. Одним из претендентов был Станислав Любшин, но, узнав, что придётся проходить пробы, он отказался.

Когда в кадре появился Мягков, стало понятно, что лучшего кандидата на комично-драматичную роль не найти. Хотя у чиновников его кандидатура вызвала сомнения. Председатель Госкино Ермаш даже пытался отговорить Рязанова: «Эльдар, этого артиста, прошу тебя, не бери. Он же даже на пробах пьяный, и это видно». Но режиссёр настоял на своём и не ошибся.

1 января 1976 года «Иронию судьбы» посмотрели 100 миллионов зрителей – это практически половина населения страны. Спустя месяц по многочисленным просьбам фильм показали по телевизору снова и даже выпустили в прокат. Зрители назвали Мягкова актёром года.

Роль недотёпы с двумя детьми Анатолия Новосельцева досталась ему уже безо всяких проб. Правда, сыграть этого персонажа хотел и Олег Басилашвили, но как только началась работа, признал, что изначально роли были распределены верно. Отношения на съёмочной площадке сложились тёплые, так что сцену, где Новосельцев даёт пощёчину Самохвалову, сняли далеко не сразу: Мягков никак не мог залепить Басилашвили убедительную оплеуху.

В конце концов он настолько разозлился на себя, что нанёс удар сильнее, чем рассчитывал. Этот дубль и вошёл в финальный вариант фильма. После роли в «Служебном романе» Мягков снова получил признание как актёр года.

Теперь уже он начал ставить условия, чтобы жена была задействована на его проектах. Вместе с Анастасией Вознесенской они снялись в фильме «Гараж», где она сыграла директора рынка. А от роли Нестора Петровича в фильме «Большая перемена» у своего друга Алексея Коренева он отказался только потому, что туда не взяли его супругу. Андрей Мягков предполагал, что она могла бы сыграть учительницу литературы Светлану Афанасьевну.

Дела у самой Вознесенской складывались не очень удачно. В кино её почти не приглашали, в МХТ им. Чехова, куда они перешли с Мягковым вслед за Олегом Ефремовым, появились другие фаворитки. Она болезненно переживала творческую невостребованность и, говорят, даже пристрастилась к бутылке. Андрею Васильевичу стоило немало усилий помочь жене преодолеть эту зависимость.

В 90-е годы Мягков и сам практически перестал сниматься в кино: он считал, что наши режиссёры слишком увлеклись подражанием Голливуду, а старое советское кино умерло. Остались только театр и любимые ученики. Специально для него и Вознесенской в МХТ поставили спектакль «Белый кролик». Это стало их последней совместной работой. В 2013-м году во время спектакля Анастасии Валентиновне стало плохо. Оказалось – инсульт. Чтобы ухаживать за женой, Андрей Васильевич оставил сцену.

В последние годы они жили в основном за городом, на пенсию и зарплату, которую продолжал выплачивать театр. Ежегодные праздничные марафоны фильмов со своим участием Андрей Мягков старался не смотреть. «Мне кажется, перебор какой-то, – говорил он про «Иронию судьбы». – Эта лента уже должна отторжение вызывать… Но не вызывает. Загадка».

И разгадывать её, наверное, уже нет смысла. Главное, что благодаря этим фильмам великий актёр останется с нами. Теперь уже навсегда.

Лариса Плахина

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки