Святое семейство: чему могут научить нас Пётр и Феврония Муромские
Газета "Новое дело" №26 от 08.07.2021
Подписка на газетуСегодня, 8 июля, в России отмечают самый душевный праздник – День семьи, любви и верности. Дата выбрана не случайно – в этот день вспоминают Петра и Февронию Муромских. Впрочем, во многом их можно назвать и нижегородскими – именно в нашем регионе святые, покровительствующие браку, пережили самый непростой период своей жизни. И глядя на их историю, невольно задумаешься, что настоящая любовь – это нечто совершенно отличное от того, что рисует нам романтическое воображение.
Брат за брата
Классического жития, из которого можно было бы восстановить точную историю Петра и Февронии, у этих святых нет. Известно лишь, что жили они в Муроме в XII веке. Их почитали чудотворцами, и даже столетия спустя к ним на могилу приходили попросить благословения на счастливый брак.
В XIV веке, в начале царствования Ивана Грозного, митрополит Московский Макарий решил навести порядок и собрать воедино все жизнеописания русских святых. Так появились знаменитые «Великие Минеи Четьи». Про Петра и Февронию в этот свод должен был написать монах Ермолай-Еразм. Но, вероятно, церковный писатель так увлёкся их историей, что получилось не скрупулёзное исследование, а художественное произведение. В «Четьи-Минеи» оно не вошло, но было издано отдельно как «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которой потом зачитывались по всей Руси.
Пётр был младшим братом князя Муромского Павла. История начинается с того, что к жене Павла стал приходить змей в образе человека, который пытался её соблазнить. Она пожаловалась мужу. Тот надоумил её разузнать у змея, что может его погубить. И княгиня выпытала, что змей погибнет от «Петрова плеча, от Агрикова меча».
О том, что это за меч, до сих пор спорят учёные. По одной из версий, это было оружие сына жестокого иудейского царя Ирода – Агрика. Меч излучал в темноте голубой свет и наводил ужас на противников. Спустя тысячелетие обладателем артефакта стал князь Андрей Боголюбский, который участвовал в крестовом походе. Он-то будто бы и спрятал чудо-меч в одном из муромских монастырей.
По другой версии, имя Агрика восходит к Дигенису-Акриту – герою древнерусской повести, являющейся переводом византийского эпического сказания. Он был отважным воином и победил «летящего змея» благодаря чудо-мечу. По третьей версии, Агриков меч – это меч-кладенец, которым обладали богатыри из русского фольклора. Ведь вся «Повесть о Петре и Февронии Муромских» изобилует символами. Так что змей тут может быть вовсе не реальным чудовищем, а символом врага рода человеческого, который искушает людей с библейских времён.
Агриков меч Пётр в итоге нашёл за алтарём в одной из церквей, куда зашёл помолиться. Как и было предсказано, он сразил змея этим загадочным оружием. Однако чудовище обрызгало его своей ядовитой кровью, и отважный воин покрылся язвами. Никто не мог помочь ему излечиться от страшной проказы.
Спасла Петра, конечно же, любовь.
Неравный брак
Феврония была дочерью простого древолаза из Рязанской земли. Её отец собирал мёд диких пчёл. Согласно преданию, девушка с детства умела усмирять диких животных, обладала даром целительства и предвидения. Слава о ней простиралась далеко за пределами родного края.
Один из слуг Петра, отправившийся на поиски самых искусных врачей, узнал про Февронию и пришёл к ней.
Девушка согласилась вылечить князя, но при одном условии.
«Награды никакой от него не требую. Только вот к нему слово моё: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его», – сказала Феврония.
Пётр согласился. К дому девушки его привезли, когда он уже не мог передвигаться самостоятельно. Понятно, тут уж не до романтических влюблённостей. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на неё и велела князю помыться в бане. Это ещё один символ в этой истории – очищение грехов. Пётр сделал, как сказала целительница, и вскоре стал здоров. Однако обещания своего не выполнил. Возможно, он сам не хотел жениться на простолюдинке. А может быть, опасался, что его выбор не примут дворяне.
Оставив девушке дары, Пётр уехал и… через день заболел снова. Феврония не стала укорять князя и опять исцелила его, а тот на сей раз сдержал своё слово и женился на ней.
Когда умер старший брат Павел, Пётр стал муромским правителем. Вот тут-то и началась настоящая проверка их чувств. Княгиню-простолюдинку невзлюбили и бояре, и их жёны. Пытались извести её наветами и враждой – не получилось. Тогда бояре прямо предложили Февронии покинуть город, взяв с собой что угодно. И она согласилась. Но единственным, кого Феврония захотела взять с собой, был её супруг Пётр. К удивлению знати, князь не стал сопротивляться и отправился в изгнание вместе с женой. Быть вместе в горе и в радости – в этом и есть христианский смысл брака. Они сели в лодку и отплыли по Оке.
Так и оказались в наших краях.
Рай в шалаше
Историки утверждают, что им удалось проследить путь княжеской четы. Первая остановка была вблизи села Кондраково Навашинского района Нижегородской области. Там Пётр с Февронией разбили свой шалаш. Есть версия, что именно отсюда и пошло выражение «с милым рай и в шалаше».
Затем ладья князя и княгини причалила к берегам села Жайск Вачского района. По легенде, здесь Феврония вбила в землю два сухих колышка, из которых наутро выросли два дерева. Пётр понимал, что с такой женой он не пропадёт. Он никогда не упрекал Февронию в том, что лишился из-за неё престола. А она как могла утешала его, говоря, что испытание это ненадолго.
Так оно и получилось. В борьбе за власть в Муроме бояре перессорились и пролили немало крови. И в конце концов отправились уговаривать Петра и Февронию вернуться обратно. Встреча с гонцами состоялась именно возле Жайска. Князь и княгиня простили вероломных подданных и согласились вернуться. С тех пор это место на высоком берегу Оки называется Княжеское прощение.
Пётр и Феврония вернулись в родной Муром и жили там долго и счастливо. Были ли у них дети – история умалчивает. Одни исследователи считают, что их было трое, другие говорят, что князь и княгиня относились к своему народу, как к детям – терпеливо и с любовью. Образцом же счастливой семьи они стали не из-за многодетности, а благодаря своему благочестию и полной поддержке друг друга.
По преданию, однажды Феврония плавала по реке на лодке, и один боярин пытался её соблазнить. Княгиня предложила ему зачерпнуть пригоршню воды с правой стороны борта и с левой и отпить из каждой. А потом спросила, есть ли разница. «Нет, вкус один», – ответил тот. «Так же одинаково и женское естество, напрасно ты забыл жену и думаешь о другой», – ответила Феврония.
Уже в конце жизни они приняли монашеский постриг под именами Давид и Евфросиния. Жили они, конечно, по отдельности, но переписывались друг с другом и умолили Бога умереть в один день.
По легенде, почувствовав приближение смерти, Пётр послал к Февронии посыльного со словами: «Пришло время, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Феврония в это время вышивала для храма лики святых и сказала: «Подожди ещё, не окончила я работы». Но Пётр торопил: «Отхожу к Богу и не могу тебя более ждать…» Тогда Феврония воткнула иголку в незаконченную работу и испустила дух. Жили долго и счастливо и умерли в один день – это тоже про Петра и Февронию. Произошло это 25 июня, или 8 июля по новому стилю.
Благочестивые супруги завещали похоронить их в одном гробу, но монахи не исполнили их волю и положили каждого отдельно. А наутро обнаружили их вместе. Решив, что это сделали горожане, монахи снова перенесли тела. И снова обнаружили утром Петра и Февронию вместе. Больше их не разлучали.
Сейчас мощи святых находятся в Муроме в Троицком женском монастыре. Тысячи паломников со всей России приезжают сюда, чтобы обрести любовь и семейное счастье.
А в Вачском районе под Жайском построили часовню и установили памятник святым. Здесь награждают лучшие семьи, а молодожёны приезжают за благословением на счастливый брак, залог которого – не буря чувств, а преданность и верность до конца.
Лариса Плахина