Уроки одиночества: почему Ирина Печерникова так долго искала своё счастье
Газета "Новое дело" №36 от 10.09.2020
Подписка на газетуИстория Ирины Печерниковой – как наглядная иллюстрация жизни целого поколения российской интеллигенции. Успех, благополучие и комфорт в 70‑е и тотальная невостребованность в 90‑е. У неё не оказалось жизненной цепкости и умения приспосабливаться, чтобы удержаться на плаву. Но ей хватило чувства собственного достоинства и внутренней силы, чтобы остаться самой собой.
Дожила до понедельника
Она говорила про себя – «меня воспитала коммуналка». В большую московскую квартиру, где кроме Печерниковых жили ещё десять семей, они переехали из Грозного. Родители Ирины Викторовны были геофизиками, и соседи по коммуналке подобрались тоже из представителей интеллигенции – преподаватели вузов, доктора наук и даже академик.
Печерникова была заводилой и первой хулиганкой в своём дворе. Её даже выгоняли из садика за то, что она укусила своего одногруппника. Впрочем, в школе Ирина оказалась в числе лучших учениц. И уже тогда начала мечтать о сцене.
По соседству рядом с Печерниковыми жила известная актриса Руфина Нифонтова. Однажды Ирина набралась храбрости и спросила её: «Что нужно уметь, чтобы стать актрисой?».
Нифонтова ответила: «Всё». И Печерникова занялась буквально «всем»: танцами, фехтованием, верховой ездой, фигурным катанием. В 13 лет она поступила в драматический кружок, которым руководила ученица Мейерхольда Екатерина Соколова. Это дало девушке необходимую базу, но не прибавило уверенности в себе: на экзамены в школу-студию МХАТ она пришла без особой надежды на зачисление. Когда в комиссии спросили, сколько ей лет, Ирина ответила: «Семнадцать», прибавив год к своему возрасту. Все расхохотались – она выглядела максимум как восьмиклассница. Но её хрупкая незащищённость тронула экзаменаторов – в училище Печерникову приняли.
Уже на втором курсе она сыграла свою первую серьёзную роль в постановке «Зима тревоги нашей». А на выпускном спектакле «Таланты и поклонники» на Ирину обратил внимание кинорежиссёр Владимир Гориккер, который пригласил её на роль донны Анны в фильме-опере «Каменный гость». Перед талантливой выпускницей открывались всё новые горизонты. Одновременно Гайдай предложил ей роль «Кавказской пленницы», но Ирина отказалась в пользу классики.
Не осталась она и служить во МХАТе – выбрала Ленком, где в то время работал легендарный режиссёр Анатолий Эфрос. Печерникова высоко ставила творческую планку, и именно поэтому едва не отказалась от роли в фильме «Доживём до понедельника» – она подумала, что это будет очередная идеологическая ерунда. Но, прочитав сценарий, загорелась. Режиссёр Станислав Ростоцкий выбрал Ирину из трёх претенденток – конкуренцию ей составили более опытные Светлана Светличная и Валентина Шендрикова.
Так в 22 года Печерникова получила роль, которая стала в её жизни главной.
Высоцкие отношения
Поначалу она ужасно робела – играть с самим Тихоновым, который был уже настоящей звездой! А потом не устояла перед его обаянием и влюбилась. Вся съёмочная группа мечтала их «поженить» – Тихонова и Печерникову постоянно оставляли вместе наедине. Но её влюблённость была скорее благоговейным чувством, чем почвой для возможного романа. К тому же Тихонов только что женился второй раз. Романтические отношения не сложились, но зато фильм получился настоящим и трогательным.
«В то время, когда снимали «Доживём до понедельника», я работала у Эфроса в Ленкоме. Меня из дома на съёмки увозили в четыре утра, там прятали мои длинные волосы под коротенький паричок и начинали снимать. Тогда я, честно говоря, не понимала, что эта картина будет означать для моей судьбы», – вспоминала Печерникова.
Впрочем, насладиться триумфом в ту пору ей не удалось. Сначала фильм полгода пролежал на полке, а когда попал в прокат, Ирина уже была занята на других съёмках. Да и личная жизнь закрутила настолько, что чуть было не поставила точку в карьере киноактрисы.
Со своим первым мужем, польским музыкантом по имени Збышек Бизонь, она познакомилась на концерте во время их гастролей в Москве. Печерникова влюбилась настолько, что бросила всё – съёмки, репетиции, спектакли – и уехала с ним за границу.
Варшава, Штутгарт, Стокгольм, Лондон – она открыла для себя другой мир. Ирина общалась с музыкантами, ходила по музеям, учила языки. Но всё равно чувствовала себя бесконечно одинокой в чужой культуре. В то время как муж пропадал на гастролях и репетициях, её талант оставался невостребованным. И спустя четыре года Печерникова вернулась на родину.
Ей снова пришлось отвоёвывать место под солнцем. Но Ирине с этим на удивление повезло. Она получила приглашение в Малый театр, который в ту пору считался одним из главных в стране.
Худрук театра, легендарный актёр Михаил Царёв стал её защитником в мире закулисных интриг. Несмотря на козни недоброжелателей, Печерниковой доставались лучшие роли.
Были и приглашения в кино. «Вариант «Омега», «Дневник Печорина», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Два капитана» – лишь неполный список успешных фильмов с её участием.
Печерникова работала со знаменитыми актёрами, романы с которыми ей приписывали и в жизни – Владимир Высоцкий, Олег Даль, Андрей Миронов. Рассказывают, что Высоцкий даже брал её с собой на гастроли, хотя в то время был женат на Марине Влади.
Однажды Печерникова услышала, как в гостиничном номере он по телефону признается Влади в любви. Она не выдержала, собрала вещи и уехала. А вскоре, будто назло, вышла замуж за коллегу по театру Бориса Галкина. Позже Ирина называла этот брак ошибкой. Она, хоть и старалась быть хорошей женой, любила театр больше, чем мужа. Только там, на сцене, она ощущала настоящую жизнь.
«Мне, наверное, вообще не надо было замуж выходить, хорошим людям жизнь портить», – говорила Печерникова. Но всё же решилась на это ещё раз.
Третий брак актрисы оказался самым счастливым и… самым трагичным.
Счастье – это когда тебя понимают
90‑е годы сломали судьбы многих советских звёзд. Ирина Печерникова оказалась в их числе. Умер Михаил Царёв, и ей пришлось уйти из театра. Новое руководство не принимало любимицу бывшего худрука. Предложений из других театров не было, фильмы почти не снимались. Боль невостребованности и одиночества она глушила изведанным способом – с помощью алкоголя. Напивалась до полного беспамятства, но в один прекрасный день поняла – однажды эта привычка её просто убьёт.
Печерникова нашла адрес доктора Довженко и отправилась к нему в Феодосию лечиться от алкоголизма. Среди пациентов клиники она неожиданно встретила знакомое лицо – актёра Александра Соловьёва, сыгравшего главную роль в фильме «Адам женится на Еве» и Красавчика в «Зелёном фургоне». Он тоже проходил здесь лечение. Они встретились, как старые друзья.
Соловьёв показал ей город, оставил свой телефон и уехал. Когда Ирина вернулась в Москву, Соловьёв позвонил ей сам. Пришёл в гости, они сутки напролёт просидели за разговором.
«Утром мне надо было улететь в Сургут. Саша поехал провожать в аэропорт, а уже перед трапом вспомнил, что забыл у меня свои вещи. Я ему кинула ключи от квартиры, а когда вернулась, не узнала свой дом – он сиял чистотой. Там уже жил Саша», – вспоминала актриса.
И всё-таки ещё много лет она избегала близости: Соловьёв был женат и растил сына-школьника.
Лишь когда мальчик вырос и поступил в институт, Ирина согласилась строить отношения. Они расписались, потом обвенчались. Вместе уехали в деревню, перебивались случайными заработками, сдавали её квартиру на Тверской. И были бесконечно счастливы. Но эта идиллия продлилась всего три года.
В ночь на 1 января 2000 года Александра Соловьёва без сознания нашли на улице. Как считала Ирина Викторовна, милиционеры убили его дубинкой.
Оправиться от этой трагедии ей было непросто. Только спустя десять лет она стала появляться на публике, сниматься в телешоу, давать интервью.
Последние годы Ирина Печерникова жила на даче, путешествовала со своей подругой, открывая для себя новое счастье – просто жить.
…Самая известная киноучительница скоропостижно ушла из жизни в День знаний, 1 сентября.
На столе перед ней лежала открытая книга – своей интеллигентности Ирина Печерникова оставалась верна до конца.
Лариса ПЛАХИНА.