В Нижегородской области открывают участки для исполнения нового вида наказания
Газета "Нижегородская правда" №34 от 08.06.2022
Подписка на газетуСложенные на столах комплекты только что пошитой спецодежды, шум швейного оборудования и множество сидящих за машинками мужчин – такая картина предстаёт на производстве, открытом месяц назад в Семёнове. Дважды в день сюда приходят люди в форме. Это сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний. Они проверяют работников. Дело в том, что трудятся те не просто за зарплату – они отбывают наказание.
Исправление работой
Есть такой вид наказания как исправительные работы, когда у осуждённого удерживают, по приговору суда, от 5% до 20% заработка. Ещё один вид наказания – обязательные работы, которые назначаются в часах и не оплачиваются. А в 2017 году появился новый вид – принудительные работы. Если назначили исправительные или обязательные, осуждённому никуда не нужно ехать. Он живёт дома и просто ходит на работу.
С принудительными работами другая история. При колонии открывается специальный участок, функционирующий как исправительный центр. Осуждённые живут там в общежитии, на закрытой территории, и ходят на работу.
Полтора месяца назад был открыт такой участок в Семёнове, при ИК‑1. Он стал самым крупным из трёх в регионе – на 130 мужчин. И первые 10 человек уже поступили.
За нардами с кошкой
В помещениях свежий ремонт. Двухъярусные кровати, тумбочки, шкафы – всё новое. Есть помещение со стиральными машинами, кухня. Начальник участка старший лейтенант Александр Шилов объясняет, что и стирают, и готовят осуждённые сами. Правда, просто так сбегать в магазин нельзя. Только в свободное время и с разрешения администрации.
Выпускает дежурный. Такого, чтобы можно было просто так войти-выйти, нет. К слову, когда осуждённые возвращаются с покупками, у них проверяют чек. Сотрудники объясняют: для порядка – убедиться, что все продукты честно оплачены. Также осуждённые сами оплачивают коммуналку. Получается примерно 800 рублей в месяц.
На участке более 20 камер видеонаблюдения. Алкоголь под запретом. За употребление отправят в помещение для нарушителей. Кстати, последствия для нарушителей режима могут быть и хуже – вернут обратно в колонию.
Запрещено играть в карты. В нарды, шахматы, шашки – пожалуйста. Разрешены телефоны, планшеты, телевизоры. Можно встречаться с родными, но только в свободное время и за пределами учреждения. Можно завести кошку.
С новой профессией
Есть возможность посещать ФОК. И именно такие планы у 30‑летнего Родиона из Екатеринбурга. Он работал монтажником металлоконструкций, занимался пауэрлифтингом. Но после тренировок хотелось поскорее расслабиться. В ход пошла марихуана. С наркотиком его и задержали.
Суд дал четыре года колонии. Отбыв половину срока, Родион, получивший в колонии профессию швеи, подал ходатайство о замене неотбытой части более мягким наказанием. Суд пошёл навстречу.
«Условия хорошие, даже приближенные к домашним», – говорит Родион.
Но вместе с тем признаёт, что наказание есть наказание, говорит, что если бы вернуть всё назад, такой ошибки, за которую попал в колонию, не совершил бы.
Подъём у осуждённых в 6 часов утра. В 8.00 они должны быть на рабочем месте. Работа – до 17.00, с перерывом на обед и двумя перекурами.
«Претензий к дисциплине нет. Ребята работают, стараются, – говорит начальник производства Евгений Ворожцов. – За что они получили сроки, я не знаю. Меня интересует только качество выполненной работы. Оборудование закуплено, заказы есть – без работы никто не останется».
Полученные навыки могут пригодиться осуждённым и потом, на свободе. В ГУФСИН по Нижегородской области, между тем, говорят, что участков для отбытия принудительных работ в регионе станет больше.