В ННГУ создали многоуровневую систему поддержки талантливых студентов
Газета "Нижегородская правда" №9 от 10.02.2021
Подписка на газетуЗа последние пять лет Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского получил 250 патентов на самые разные изобретения. Команда студентов разработала и внедрила проект «умной» теплицы. Аспирант Мария Гусейнова решает проблему современной имплантации. И это лишь несколько примеров. А всё дело в том, что в Университете Лобачевского создали целую многоуровневую систему поддержки талантливых студентов и вовлечения их в науку. И вот как это работает.
Елена Загайнова, ректор Университета Лобачевского:
– В нашем университете создана собственная концепция поддержки талантливой научной молодёжи. Сейчас мы «перезагружаем» её – создаём новую систему инновационного становления молодёжи. Туда входит стартап как диплом, когда выпускная квалификационная работа представляет собой реально существующий бизнес-проект, созданный одним студентом или командой, либо бизнес-проект на стадии идеи. В систему становления талантливой молодёжи входит и линейка образовательных инновационных программ, которые идут через все курсы независимо от факультета.
Таким образом, в нашем вузе действует многоуровневая система поддержки талантливой молодёжи, причём такая поддержка необходима ещё со школы. Для этого есть «Кванториум» и другие молодёжные проекты, которые реализует университет, привлекая школьников всех возрастных категорий. Школьник сам проводит эксперименты на территории университета. Он видит лабораторию, в которую придёт учиться и работать. Именно так происходит привязка молодого поколения к исследовательской работе ещё со школы.
Дальше идут олимпиады, работа с их победителями. Мы в университете взяли курс на индивидуальную работу с каждым победителем олимпиад. Это очень эффективно: ребёнка за руку приводят на кафедру, в лабораторию, дают понять, что здесь ждут именно его, хотят работать именно с ним. И он уже такой окрылённый, мотивированный придёт к нам учиться. У студентов‑первокурсников идёт в основном теоретическая подготовка, но им никто не мешает входить в научные проекты. Более того, сейчас в нашем университете KPI деканов, ключевые показатели эффективности, зависят от количества студентов, вовлечённых в ведущие научные проекты. И мы увидели рост числа студентов‑первокурсников в научных проектах. Нам важно, чтобы талантливые ребята закрепились у нас. Дипломы также создаются в привязке к передовым разработкам университета, и многие ребята являются научными сотрудниками, получают материальное поощрение, а это всегда полезно.
Ещё один этап поощрения – возможность съездить на научную конференцию – сначала российскую, потом международную, показать результаты своей научной работы. Это очень важно. Это говорит о том, что науку можно делать здесь, в России, в Нижнем Новгороде. Это значит, что молодые таланты здесь нужны и их поддерживают.
Следующий этап – это магистратура. Есть коммерческая жилка у студентов – формируются молодёжные стартапы, создаются исследовательские группы, реализующие научные проекты. Молодые учёные получают патенты на свои разработки. Поддержку оказывают различные фонды, например, Фонд Бортника.
Действует мощный механизм поддержки, но нужно студентам всё вовремя рассказать и показать, причём в разных формах. В этом году мы решили максимальное число мероприятий посвятить вовлечению молодёжи и изучению её возможностей – что она может в науке. Запланировано очень много интересных мероприятий, которые мы проводим либо совместно с Российским союзом молодёжи, то есть на всероссийском уровне, либо совместно с регионом и другими вузами.
Весной у нас в университете пройдёт мощная Всероссийская студенческая весна, где молодые учёные также смогут себя показать. Осенью планируется всероссийская конференция «Наука будущего – наука молодых», где выступят ведущие учёные и молодые коллективы, которые они создали. То есть будут представлены такие кейсы успеха, как молодёжь вместе с учёными приобщается к большой науке.
В конце мая мы планируем провести традиционную «Ночь науки» – открыть лаборатории и показать всем желающим, а прежде всего школьникам, что собой представляют эти лаборатории, что в них происходит.
Одним словом, у нас ожидается очень насыщенный год. И наш приоритет – интерес каждого студента к науке.
На правах рекламы